Можно использовать при повторении темы "Экономика" при подготовке к ЕГЭ. Подборка тестов из разных источников содержит задания всех встречающихся на экзамене видов заданий. Есть вариант тренировочный и вариант контрольный.


«Контроль по теме Экономика с ответами»

Контроль по теме «Экономика».

Фактор производства

Характеристика

…………………………

Ответ: труд

Ответ: коммерческая организация

1)

цифр ы, под которыми они

циф

цифры , под которы­ми они указаны.

цифры , под которыми они указаны.

цифры , под которыми они указаны.

Ответ: 345.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

В) затраты на транспортировку

Г) расходы на топливо

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Г) сбалансированная

Д) ползучая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B) потребительские ожидания

Г) цены на сопряжённые товары

Д) количество производителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:12112

Г) избыточный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

фры , под которыми они указаны.

1) застойная 4) циклическая

2) фрикционная 5) сезонная

3) структурная в) скрытая

Ответ: 135.

циф ры, под которыми они указаны.

6) Изучает экономику региона.

S цифры, п од которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

S Р - цена товара, Q -

Запи­шите цифры , под которыми они указаны.

1) рост доходов населения

3) повышение цен на свинину

)

D Р - цена то­вара. Q

S 1 . (На графике Р - цена товара, Q

4) рост доходов населения

Р - цена товара, Q -

1) рост доходов потребителей

один

Список терминов:

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Слова в ин раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) займ 4) инвестиция 7) собственность

Для записи ответов на задания этойной части(21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Запи­шите сначала номер задания (21. 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

в

О. И.

рыночной экономики.

Ответ: (В качестве примеров государственного регулирования рыночной экономики могут быть приведены: снижение Центральным банком размера учетной ставки процента (регулирование денежных отноше­ний); повышение косвенных налогов на ряд товаров (регулирование налогообложении); принятие за­кона о повышении минимального размера оплаты труда (правовое регулирование правоотно­шений) и др.)

40. Проанализируйте ситуацию.

Ответ: (Поскольку стоимость рабочей силы в странах Запала очень высока, американская компания по произ­водству сотовых телефонов предпочла перевести производство в те страны, которые располагают более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силой (например. Китай и страны Восточной Европы. Подобный перенос производства свидетельствует о таком общемировом процессе, как глобализация экономики)

29. 1. Экономика

29.3 Экономика.

29.4 Экономика

Просмотр содержимого документа
«Контроль по теме Экономика»

Контроль по теме «Экономика».

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

Фактор производства

Характеристика

…………………………

использование в процессе производства товаров и услуг физических и умственных способностей людей

денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемое при производстве товаров, услуг

Ответ: ___________

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех

остальных представленных понятий. Запишите ли слово(словосочетание).

Производственный кооператив; товарищество на вере; коммерческая организация; акционерное общество; государственное унитарное предприятие.

Ответ: _____________________

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, зa исключением двух, относятся к понятию «производитель».

1) эмиссия; 2) прибыль; 3) издержки; 4) девальвация: 5) конкуренция; в) инвести­ции.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, н запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _____________

4. Выберите верные суждения о глобализации и запишите цифр ы, под которыми они

1) Международная экономическая интеграция является одним из направлений глоба­лизации.

2) Процесс глобализации способствует развитию культурно-исторической специфики разных стран.

3) Переход от индустриального общества к информационному создал предпосылки возникновения феномена глобализации.

4)Глобализация стимулирует осуществление государствами крайних действий в политике. 5) К позитивным последствиям глобализации можно отнести концентрацию усилий

на разработке новых передовых технологий.

Ответ:_______________

5. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) модернизация транспортной инфраструктуры 1) практическая

Б) осуществление научного открытия 2) духовная

B) инвестирование малого предпринимательства

Г) осуществление глобального моделирования

Д) проведение экономических реформ в обществе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _________________

6. Выберите верные суждения об инфляции и запишите циф ры, под которыми они ука­заны.

1) Эмиссия денег представляет собой наиболее эффективный метод снижения инфля­ции.

2) Последствием инфляции является уменьшение доходов тех, кто выплачивает за­долженности по фиксированным процентам.

3) Одна из непосредственных причин инфляции связана с чрезмерной монополизаци­ей на цены и затраты.

4) В зависимости от причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

5) Опасность инфляции состоит в том, что обесцениваются сбережения, снижается уровень жизни населения.

Ответ:________________

7. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры , под которы­ми они указаны.

1) Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт более рационального ис­пользования прежнего объема ресурсов.

2) Экономическому росту способствует увеличение до определённого предела мас­штабов производства, позволяющее экономить ресурсы и наращивать объёмы вы­пуска продукции.

3) К интенсивным факторам экономического роста относит увеличение физического капитала фирм.

4) Интенсивным фактором роста и развития современной экономики является высококачественный человеческий капитал.

5) Стабильный экономический рост возможен за счёт повсеместного внедрения ин­новаций.

Ответ: ______________

8. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и за­пишите цифры , под которыми они указаны.

1) Факторы производства, которые человек использует для создания различных благ, в каждый момент времени ограничены.

2) 3емля и труд как факторы производства препятствуют увеличению объема эконо­мических благ.

3) Каждый фактор производства способен принести его владельцу доход.

4) Отличительной особенностью предпринимательства как фактора производства яв­ляется принятие инициативы соединения факторов производства в единый про­цесс.

5) Основанием для получения факторного дохода является стремление к максималь­ному производственному результату.

Ответ:_________________

9. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Центральный банк осуществляет эмиссию денег и является основным звеном фи­нансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады(депозиты).

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учётную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.

Ответ: ________________

10. Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование про­изводства.

3) Государство при рыночной экономике удовлетворяет потребности в общественных

товарах или общественных благах.

4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.

5)Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами ры­ночного механизма.

Ответ: ________________

11. Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц. налог на на­следство.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоев общества за счёт час­тичного перераспределения средств.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика

Ответ: ______________

12. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству­ющую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) В в стране Р. производители соревнуются 1) традиционная за наиболее выгод­ные условия

производства и продажи товаров 2) командная

Б) В стране Н. в условиях свободы предпринимательства у пот­ребителей 3) рыночная есть широчайший выбор товаров и услуг

B) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране К. является государство, частное предпринима­тельство находится под запретом

Г) в стране А. государство централизованно распределяет фак­торы производства и устанавливает цены товаров и услуг

Д) основа экономики страны Д. - сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: ________________

13. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосроч­ном периоде, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

А) закупка полуфабрикатов 1) постоянные

Б) представительские расходы 2) переменные

В) затраты на транспортировку

Г) расходы на топливо

Д) затраты на переподготовку кадров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к кото­рым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству­ющую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) цены на товары определяются соотношением 1) командная спроса и предложения 2) рыночная

Б) основные средства производства принадле­жат государству

B) экономические пропорции устанавливают­ся централизованно

Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей

Д) периодически возникает дефицит товаров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

15. Установите соответствие между видами инфляции и основами их классификации; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А) открытия 1) характер протекания

Б) галопирующая 2) зависимость от темпа роста цен

В) подавленная 3) степень расхождения роста цен по различным товарным группам

Г) сбалансированная

Д) ползучая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

16. Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и эле­ментами рыночного механизма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

A) религиозные предпочтения 1) спрос

Б) цены на ресурсы 2) предложение

B) потребительские ожидания

Г) цены на сопряжённые товары

Д) количество производителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

17. Установите соответствие между видами рынков и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

ТИПЫ РЫНКОВ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А) розничный 1) характер продаж

Б) олигополии 2) уровень насыщенности

R ) равновесный 3) тип конкуренции

Г) избыточный

Д) монополистической конкуренции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

18. Из-за установки в троллейбусе кассовых автоматов для оплаты проезда кондуктор Ф.

был уволен из автопарка и полностью потерял работу. В течение полутора лет он не мог

найти постоянной работы, выполнял временные случайные поручения по обслуживанию близлежащего продуктового магазина. В летнее время года он устраивался на рабо­ту в строительную компанию, которая приносила доход.

Выберите из приведённого списка характеристики, связанные с безработицей этого гражданина, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) застойная 4) циклическая

2) фрикционная 5) сезонная

3) структурная в) скрытая

Ответ: ___________________

19. В стране Д. сложилась двухуровневая банковская система, в которой верхний уро­вень занимает Центральный банк. Какие функции относятся к Центральному банку? За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) предоставление ссуды под имущественный залог

2) лицензирование деятельности финансовых организаций

3) предоставление кредитов коммерческим банкам

4) привлечение и хранение свободных денежных средств населения

5) обслуживание расчётов предприятий

6) установление нормы обязательных резервов

Ответ: ____________________

20. Государство П. стремится удовлетворить покупательные потребности населения сво­ей страны, используя внешнюю торговлю. По каким признакам можно установить, что это государство в области внешней торговли проводит политику свободной торговли? За­пишите циф ры, под которыми они указаны.

1) Осуществление защиты национальных производителей.

2) Повышение таможенных пошлин на импорт.

3) Привлечение иностранных производителей.

4) Последствием выступает падение отечественного производства.

5) Результатом является увеличение занятости в национальной экономике.

6) Последствием становится борьба за улучшение качества и эффективности произ­водства.

Ответ: ____________________

21. Фонд «Л.» занимается вопросами состояния и развития экономики в целом, экономи­ческого здоровья страны и миря. По каким признакам можно установить, что речь идёт о макроэкономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Имеет дело с проблемой экономических кризисов.

2) Исследует влияние цены на отдельные элементы хозяйства.

3) Рассматривает действие трёх субъектов экономической жизни: фирмы, домашнего хозяйства и государства.

4) Изучает вопросы повышения занятости населения.

5) Анализирует процессы производства и потребления отдельных товаров на от­дельных рынках.

6) Изучает экономику региона.

Ответ: ___________________

22. На графике отражено изменение предложения на рынке кухон­ной мебели: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1. (На графике P - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене­ние? Запишите цифры, п од которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

2) снижение цен на кухонную мебель

3) уменьшение стоимости комплектующих для кухонной мебели

4) снижение налогов на производителей кухонной мебели

5) рост популярности новых моделей кухонной мебели.

Ответ:________________.

23. На графике отражено изменение предложения на рынке свини­ны: кривая предложения переместилась из положения S в положе­ние S 1. (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.) Какие из перечисленных, факторов могут вызвать такое изменение?

Запи­шите цифры , под которыми они указаны.

1) рост доходов населения

2) увеличение налогов на импортёров свинины

3) повышение цен на свинину

4) снижение цен на куриное мясо 5) уменьшение количества переработчиков свинины

Ответ: ____________________

24. На графике отражено изменение спроса на рынке мебели: кривая спроса D переместилась в новое положение D 1. (На графике Р - цена то­вара. Q - количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение доходов потребителей

2) повышение налогов на производителей мебели

3) увеличение объема транспортных услуг

4) ожидание начала рождественских распродаж

5) уменьшение издержек производителей мебели

Ответ: ____________________

25. На графике отражено изменение предложения на рынке жилья: кривая предложения переместилась из положении S в положение S 1 . (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.) Какие из пе­речисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие программ кредитования покупки квартир

2) увеличение прибыли продавцов строящегося жилья

3) разорение ряда строительных фирм

4) рост доходов населения

5) повышение стоимости строительных материалов

Ответ:____________________

26. На графике отражено изменение предложении на рынке банковских услуг: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 (На графике Р - цена товара, Q - количество това­ра). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене­ние? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

2) разорение нескольких крупных банков

3) увеличение количества клиентов в банковском секторе

4) рост популярности банковских услуг

5) повышение налоговой нагрузки на банковский сектор

Ответ:______________________

27. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предложили оценить количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов в их населённых пунктах.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом описке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных продуктов, в стране Z меньше, чем в стране Y .

2) Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, в стране Z больше, чем в стране Y .

3) В стране Z половина опрошенных отметили, что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов.

4) Равные доли опрошенных в обеих странах затруднились оценить количество отечественных и импортных продуктов в магазинах.

5) В стране Y одинаковые доли опрошенных отметили, что в магазинах больше импортных продуктов и что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов.

Ответ:____________________

28. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Фондовая __________(А) представляет собой место, где происходит купля-продажа

ценных бумаг. Её деятельность в развитых странах находится под жёстким контролем со стороны____________(Б). Из средней____________(В) заключённых на ней сделок скла­дывается ____________ (Г) ценных бумаг (акций и ____________ (Д)), выпущенных от­дельными ____________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один pa з. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) курс 4) государство 7) биржа

2) контракт 5) компания 8) информация

3) цена 6) инфраструктура 9) облигация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Ответ: _______________________

29. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Монетарная политика - это проводимые правительством через Центральный банк

меры в области денежного обращения и____________(А), направленные на обеспечение

устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной

политики - помощь экономике в достижении такого уровня ____________ (Б), который

обеспечит полную____________(В) и отсутствие____________(Г). Операции на открытом

рынке проводит Центральный банк, который продаёт государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий __________(Д), привлекает средства инвесторов для пок­рытия бюджетного ___________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) процент 4) депозит 7) ипотека

2) дефицит 5) производство 8) инфляция

3) занятость 6) кредит 9) модернизация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Ответ: _______________________

30. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слои. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

"Международная миграция капитала осуществляется в трёх основных формах: пря­мые частные___________(А), государственные __________(Б), кредиты международ­ных финансовых организаций. При этом учитываются такие характеристики местного рынка, как его доступность, качество рабочей силы, валютный риск, защита интеллекту­альной ___________(В), государственное___________(Г) и многое другое. Для привлече­ния вложений и___________(Д) в наиболее отсталые (проблемные) регионы создаются территории с льготным режимом хозяйствования - свободные экономические _____(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) займ 4) инвестиция 7) собственность

2)технологии 5) лицензия 8) район

3) услуга б) зона 9) урегулирование

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: _______________________

Для записи ответов на задания этой части(31-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Запи­шите сначала номер задания (31. 32 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 31-34.

«...Современный труд интенсифицируется. Логика движения к успеху, к доступу до благ определяет самопроизвольное, спонтанное разрастание объёма труда в жизни совре­менного человека. Труд уплотняется во времени, а также размножается - удваивается, утраивается и т. д. Современному работнику - квалифицированному специалисту, дол­го, с большими усилиями подготавливавшему возможность своей карьеры, все реже уда­ётся контролировать процесс потребления обществом» его труда. «Вложения, должны окупиться, и желательно поскорее. И поэтому человек, удовлетворённый востребован­ностью своего труда, втягивается во всё большее количество трудовых практик. «Размно­жающийся» труд неизбежно становится более поверхностным.

Отчуждение труда продолжается. Хотя и принимает новые формы. Пока речь шла об одной - внутренней - форме отчуждения вследствие усложнения восприятия труда вос­требованными, занятыми и тем самым находящимися в привилегированном положении.

Другая форма отчуждения труда - внешняя, буквальная - безработица. (.....) Она на­чинается с того момента, как труд выходит за рамки натурального производства, развива­ется в индустриальном обществе и приобретает в постиндустриальном обществе совершен­но особый характер. Прежде всего за счёт того, что мощно разрастается» (Козлова О. И. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 111-112.),

31. На основании текста выпишите признаки современного труда.

32. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Формы отчуждения труда

Внутренняя

Их сущность.

35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, и одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.

36. Раскройте на трёх примерах различные проявления государственного регулирования

рыночной экономики.

37. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отно­шений в экономике и проиллюстрируйте каждую из них примером.

38. Назовите два вида затрат фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каж­дый из них соответствующим примером.

39. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстри­руйте каждый из них соответствующим примером.

40. Проанализируйте ситуацию.

Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тыс. рабо­чих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Евро­пы (за предыдущие два года компания сократила 25 тыс. рабочих мест). При этом безра­ботица в США на данный момент составила 9 процентов.

Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, прояв­лением которого служат приведённые и аналогичные факты.

41. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Определить проблему. Подобрать аргументы.

29. 1. Экономика

«Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).

29. 2. Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира. (А. Смит).

29.3 Экономика.

Повышение технического уровня промышленности повышает ее возможности, ее конкурентоспособность» (М. Конотопов).

29.4 Экономика

«Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на бла­госостоянии других слоев населения» (А. Кравченко).

Выберите верные суждения о налогах и налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога.

2) Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством.

3) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате.

4) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства.

5) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.

Пояснение.

Налоги служат как источником пополнения государственных доходов, так и рычагом воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны. Основным элементом налоговой системы являются налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

В зависимости от ставки различают налоги:

Пропорциональные налоги - налоги, у которых средняя и предельная налоговая ставки остаются постоянными при любом изменении дохода.

Прогрессивные налоги - когда при возрастании дохода увеличиваются средние и предельные ставки налогов. При прогрессивном налогообложении, как правило, устанавливается необлагаемый минимум дохода. Это доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходами этого уровня средняя и предельная ставки возрастают.

Регрессивные налоги - налоги, средняя предельная ставки которых уменьшаются по мере роста облагаемой суммы.

По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. Основными объектами прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги. Косвенные налоги - это те налоги, которые включаются в цены товара или услуги, увеличивая ее. Такие налоги перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически оплачивает их потребитель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

1) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога - нет, неверно.

2) Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством - да, верно.

3) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате - да, верно.

4) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства - да, верно.

5) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость - нет, неверно.

Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.

Пояснение.

Налоги служат как источником пополнения государственных доходов, так и рычагом воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны. Основным элементом налоговой системы являются налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Налоговая система - законодательно закрепленная совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:

Всеобщность - охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом.

Обязательность. Юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго указанное сроки, нарушение сроков или отклонение от уплаты карается законом.

Равнонапряженность, т. е. взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъектов налогообложения.

Однократность - недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза.

Стабильность. Ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.

Простота и доступность для восприятия.

Гибкость. Налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.

Справедливость.

В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй - то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. Налоговая система содержит следующие элементы:

Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложено обязательство платить налоги.

Носитель налога - лицо, из дохода которого выплачивается налог.

Источник налога - средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т. д.).

Единица обложения - единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т. д.).

Налоговая ставка - величина налога с единицы обложения.

Налоговые льготы - уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т. д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налоговые платежи - виды и группы налогов.

Налоговая база - сумма, с которой взимается налог.

Налоговое бремя - отношение налоговой суммы к доходу.

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: концепция полученных благ (принцип выгоды) утверждает, что тот, кто получает больше выгод от государства, должен уплачивать и более высокие налоги; концепция платежеспособности утверждает, что размер налогов должен зависеть от получаемого дохода.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства - да, верно.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство - нет, неверно.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств - да, верно.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер - нет, неверно.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика - да, верно.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура правовой нормы

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

1) Взгляды 2) идеалы 3) принципы 4) мировоззрение 5) ценности.

3

Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) достоверность результатов 2) образность 3) устремленность к поиску объективных знаний 4) эмоциональность 5) наглядность 6) творческая деятельность

Укажите эти две характеристики.

4

Укажите верные суждения о налогах.

1. Косвенные налоги выплачивают исключительно юридические лица.

2. Прямые налоги взимаются с доходов, собственности и определённых видов деятельности граждан и фирм.

3. Акциз - это основной вид прямых налогов.

4. В зависимости от использования налоги бывают общие и индивидуальные.

5. К местным налогам в Российской Федерации относится земельный налог.

5

Установите соответствие между условием трудового договора (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).

6

Государство Б является конфедерацией. Чем характерна конфедерация?

1. Это союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей.

2. Конфедерация состоит из метрополии и колоний.

3. Субъекты конфедерации не могут иметь собственного законодательства.

4. В конфедерации отсутствуют общие законодательные органы и системы управления.

5. Конфедерация имеет общие для всех ее субъектов территории и государственную границу.

6. В конфедерации действуют общие для всех участников Конституция, законодательство, гражданство, финансовая система.

7

Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

8

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками.

9

В посёлке А. поставку продуктов питания в магазины осуществляет одно фермерское хозяйство, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. рынок товаров

2. местный рынок

3. олигополия

4. рынок труда

5. избыток продукции

6. монополия

10

Во многонациональном городе был проведен социальный опрос. Респондентами выбирали 30-летних и 60-летних граждан. Они отвечали на вопрос «По Вашему мнению, каким должно быть поведение представителей различных этносов, проживающих на одной территории, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании диаграммы?

1. Наибольший процент молодежи считает самым важным аспектом научиться находить общий язык.

2. Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 60-летних больше, чем среди 30-летних.

3. Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо больше знать о культуре других этносов.

4. Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.

5. Половина опрошенных 30-летних считает, что уважение к правам и свободам друг друга поможет предотвращать межнациональные конфликты.

11

Выберите верные суждения, которые характеризуют особенности социальных норм.

1. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

4. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

5. Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, называют корпоративными нормами.

6. В отличие от обычаев, нормы морали фиксируются в письменных источниках.

12

В стране Q было проведено социологическое исследование на предмет разделения обязанностей по домашней работе среди мужчин и женщин. Респондентам задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».

Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) приведены на диаграмме.

1. Пятая часть мужчин, принимавших участие в опросе, не выполняет работу по дому.

2. Среди женщин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3. Равные доли мужчин и женщин затруднились ответить.

4. Больше трети опрошенных мужчин ответили, что работа по дому занимает много времени.

5. Среди женщин доля тех, кто затруднялся ответить, больше доли тех, кто не выполняет работу по дому.

13

Выберите верные суждения о государстве.

1. Государство обладает правом взимания налогов и сборов с населения.

2. Законы и полномочия государства распространяются только на его граждан, проживающих на определённой территории.

3. Наличие единственного государственного языка как средства общения.

4. Защита интересов отдельных групп и общественных слоев.

5. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних отношениях.

14

Установите соответствие между функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Конституция РФ предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина. Какие из приведенных прав относятся к социальным правам?

1. право избирать и быть избранным

2. право на охрану здоровья

3. право на предпринимательскую деятельность

4. право на образование

5. право участвовать в отправлении правосудия

6. право на благоприятную окружающую среду

16

Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?

1. Министерство науки и образования объявило о проведении ученического конкурса «Знаток русского языка».

2. Большинство граждан страны являются приверженцами одной религии.

3. По всей стране граждане стали активными участниками выборов в органы местного самоуправления.

4. Органы ГИБДД провели лекции для студентов о важности соблюдения правил дорожного движения.

5. На собрании местных жителей небольшого городка было принято решение о благоустройстве пустыря и посадки там декоративных растений.

17

Установите соответствие между полномочием (обозначено буквами) и видом банков (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Общество является сложной системой. Какие его признаки позволяют сделать соответствующие выводы?

1. обособление от природы

2. способы взаимодействия людей

3. сохранение связи с природой

4. часть материального мира

5. наличие определенных традиций

6. иерархия социальных позиций

19

Будущие супруги, граждане РФ Незнайка и Ромашка обратились к нотариусу для заключения брачного договора. Найдите в приведенном ниже перечне положения, по причине которых нотариус отказал супругам в нотариальном удостоверении документа. Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) договор предусматривает режим раздельной собственности супругов

2) указаны права супругов в отношении будущих детей

3) определены обязанности жены по отношению к родителям мужа

4) зафиксировано место проживания супругов

5) Незнайка и Ромашка не зарегистрировали брак

6) названы способы участия Незнайки и Ромашки в доходах друг друга

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Возникновение такой социальной общности, как ______ (А), связано с развитием капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой является национальное ______ (Б). Основными направлениями в развитии межнациональных отношений являются ______ (В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______ (Г), духовной. Причинами межнациональных ______ (Д) могут являться: бытовые предрассудки, территориальные споры, ______ (Е) на расовой и религиозной почве.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. интеграция

2. национализм

3. социальная

4. конфликты

5. дискриминация

6. гуманизация

8. традиция

9. самосознание

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Договор представляет собой важнейшее (помимо издаваемых нормативных актов) средство правового регулирования отношений между членами общества.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей.

Договор определяется наличием ряда присущих ему черт. Заключение договора ведет к установлению юридической связи (правоотношения) между его участниками. Издаваемые нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц. В отличие от этого заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами. Договор служит созданию правовых связей между отдельными лицами, является инструментом установления таких связей.

Содержанием договорной связи является выполнение действий, ведущих к достижению целей участников договора, удовлетворению их экономических и иных интересов. Устанавливаемые на основе договора отношения выражаются в действиях лиц. Это могут быть, например, единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института.

Целенаправленные действия субъектов могут носить сложный многозвенный характер, как, например, действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания. Договор может предусматривать неоднократное повторение его участниками определенных взаимосвязанных действий: регулярную отгрузку предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплату последним их стоимости по договору на поставку товара, постоянное выполнение банком поручений клиента по договору банковского счета.

Договор не только создает юридическую взаимосвязь между субъектами, но также устанавливает требования к порядку и последовательности совершаемых ими необходимых действий.

Исполнение договоров в целом опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов, что свойственно правовому регулированию в целом.

Таким образом, договор представляет собой соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении целенаправленных взаимосвязанных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается мерами государственно организованного принуждения.

Сторонами (участниками) договора могут быть физические лица, обладающие дееспособностью, организации, являющиеся юридическими лицами, и иные субъекты права.

(Б.И. Пугинский)

Какое определение понятия «договор» дает автор? Какие черты (признаки) договора он выделяет?

Показать ответ

ИЛИ «соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей»;

2) признаки, например:

Установление юридической связи (правоотношения) между его участниками;

Определение действий, ведущих к достижению целей участников договора;

Установление требования к порядку и последовательности необходимых действий

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходство:

исполнение и договоров, и нормативных актов опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов;

2) отличие:

нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц, а заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами.

Какие виды действий могут стать содержанием договорных отношений? Укажите авторский и приведите собственный пример таких действий.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) виды действий:

Единичные действия;

Действия, носящие сложный многозвенный характер;

Неоднократно повторяющиеся действия;

Единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института;

Многозвенные действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания;

Регулярная отгрузка предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплата последним их стоимости по договору на поставку товара;

3) собственный пример, допустим:

регулярная оплата аренды квартиры арендатором согласно договору аренды.

Опираясь на полученные знания, приведите пример любого договора. Укажите его участников и отношения, которые договор регулирует, а также вытекающие из него права и обязанности сторон.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать элементы:

1) пример договора (например, брачный договор);

2) его участников (супруги);

3) отношения, которые договор регулирует (имущественные отношения);

4) права и обязанности сторон (имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах деятельности. )

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них.

Показать ответ

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие факторы:

1) Количество потребителей - например, в условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран, что приводит к существенному росту спроса;

2) цены товаров-заменителей, например, телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей, - рост цены на товары-заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар;

3) ожидания потребителей - например, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков;

4) цены дополняющих товаров, например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти, - если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

1. Определение понятия ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

2. Методы расчёта ВВП.

а) Расчет по доходам.

б) Расчёт по расходам.

3. Выражение ВВП.

а) Номинальный ВВП.

б) Реальный ВВП.

в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.

4. ВВП и ВНП.

а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).

б) Значение показателя ВВП для страны.

5. Расчёт ВВП на душу населения.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем хуже Ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести». (Б. Рассел)

29.2. Экономика «Капитал - мёртвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живёт только при всасывании живой рабочей силы, и живёт тем больше, тем больше труда она всасывает». (Карл Маркс)

29.3. Социология, социальная психология «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». (Русская мудрость)

29.4. Политология «Не важно, как проголосовали, - важно, как подсчитали». (И. В. Сталин)

29.5. Правоведение «Да сильные ж в правах Бывают часто слепы.

У них на это свой устав:

Кто одолеет, тот и прав».