Согласно принятому правительством законопроекту были усложнены условия получения льгот данной категорией граждан. К новым критериям относятся: постоянное проживание граждан на загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед предоставлением льгот.

Права чернобыльцев

Приведём перечень чернобыльских льгот . Если вы относитесь к льготной категории, то:

  • имеете право на ;
  • платите только половину и основных коммунальных расходов (газ, свет, вода, отопление);
  • можете на 50% дешевле получить топливо, если нет центрального отопления;
  • при сокращении штатного расписания вас смогут уволить только в последнюю очередь (стаж не учитывается);
  • льготы при поступлении в ВУЗ;
  • во внеочередном порядке сможете вступить в жилищно-строительный, гаражный или же садоводческий кооперативы;
  • вам будут компенсированы расходы на проезд к или профилакторию;
  • вам в первую очередь выделят землю для строительства;
  • медицинские и аптечные услуги будут оказываться вне очереди (особенно в этом нуждаются чернобыльцы 2 категории);
  • могут претендовать на льготы чернобыльцам при установки памятника;
  • на пенсии вы останетесь прикрепленными к тем медицинским учреждениям, что и раньше;
  • ваши дети имеют преимущественное право получить услуги в детских садах, санаториях и больницах;
  • вам обязаны предоставить места в домах престарелых и домах инвалидов;
  • на новом месте жительства вас обязаны взять на работу во внеочередном порядке (естественно, при соответствующей квалификации);
  • у вас будет дополнительный отпуск.

Отдельные льготы могут различаться в зависимости от региона. Так в Москве граждане, пострадавшие от воздействия радиации, сохранили право на бесплатный проезд в городском транспорте (но только если у них была такая привилегия до 1.01.2005 года).

Особо регулируются вопросы по пенсии. Чернобыльцы имеют право досрочного выхода на заслуженный отдых. Минимальный страховой стаж – 5 лет. У инвалидов возраст выхода на пенсию снижается на 10 лет. При отсутствии таковой – на 5 лет.

Перечень предоставляемых льгот в 2018 году

Льготы чернобыльцам в 2018 году остались без изменений. Например, доплата, позволяющая сохранить прежний размер заработка, если гражданин был переведён на иную работу по здоровью или льготы при поступлении в ВУЗ. Деньги будут выделяться или до восстановления здоровья, или до признания человека инвалидом. Не коснулась отмена льгот пособия по временной нетрудоспособности, оно по-прежнему составляет сто процентов от заработка. Каждому пострадавшему от последствий аварии (включая детей до 14 лет) ежемесячно выделяется пособие размером 300 рублей.

Отдельной строкой идут инвалиды. Инвалид 1 группы раз в месяц получает компенсацию размером 5000 рублей, инвалид 2 группы – 2500 рублей, третьей – 1000 рублей.

Планируется ли вводить новые льготы чернобыльцам в 2018 году ? Да. В начале февраля кабинетом министров был внесён на рассмотрение новый законопроект. Он призван повысить социальную защищённость ликвидаторов аварии в Чернобыле. Им будут увеличены регулярные выплаты. Повысятся пособия для инвалидов, потерявших здоровье из-за аварии на ЧАЭС. На увеличение выплат в бюджете зарезервировано не менее 520 миллионов рублей. Льготы чернобыльцам добровольно выехавшим из зоны отселения не увеличатся.

Льготы детям чернобыльцев

Для получения льгот на ребенка необходимо подтвердить родственную связь с гражданами, которые пострадали от Чернобыльской аварии. Для этого представляют следующие документы:

  • свидетельство о рождении или паспорт, другие справки, которые подтвердят родственную связь с потерпевшим лицом, находившимся на зараженной территории ЧАЭС;
  • справку о том, что несовершеннолетний находится на иждивении (касается не только случаев инвалидности);
  • справки о том, что родственник был участником ликвидации или пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС.

Не исключено, что социальная служба потребует и другие бумаги. К примеру, свидетельство о смерти родственника, если последний погиб или умер. Льготникам выдают удостоверение.

Родственники льготников, в том числе дети, также имеют право на получение льгот и социальной поддержки от государства. При этом наступившее совершеннолетие детей все еще оставляет возможность получения государственной помощи (Федеральный Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1 ).

Льготы детям чернобыльцев (категория несовершеннолетних):
  • ежемесячное пособие в размере 300 рублей (платится до наступления 14-летнего возраста) и порядка 800 рублей (до 18 лет);
  • при поступлении в ВУЗ такие абитуриенты проходят вне очереди;
  • инвалиды-иждивенцы, у которых погиб кормилец из-за аварии на ЧАЭС, получают ежемесячные компенсации в размере порядка 20 000 рублей ;
  • дети, которые стали инвалидами вследствие катастрофы, также обеспечиваются государством;
  • компенсации на похороны чернобыльцев.
Льготы детям чернобыльцев после 18 лет подразумевают следующее:
  • обладание правом на улучшение жилищных условий; возможность вне очереди получить место в детском саду для внука или ребенка чернобыльца;
  • скидки на оплату коммунальных услуг и жилой площади;
  • родственников чернобыльцев на работе увольняют в последнюю очередь.

Льготы для родственников чернобыльцев

Помимо самих ликвидаторов, некоторыми льготами пользуются и члены их семей. Например, вдовы чернобыльцев (и другие члены семьи в случае их совместного проживания с имеющим право на льготы) платят только половину квартирной платы. Пятидесятипроцентная скидка действует и на коммунальные услуги.

Если вдова и другие родственники находились на иждивении ликвидатора, то после его смерти они будут получать выплаты по потере кормильца.

На членов семей чернобыльцев распространяется право на внеочередное улучшение жилищных условий. С работы их могут уволить только в последнюю очередь. Их дети и внуки получат места в детских садах без очереди.

Порядок оформления льгот

В первую очередь необходимо подтвердить статус пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС. Подтверждением будет служить так называемое «Удостоверение чернобыльца ». Для его получения необходимо обратиться в орган социальной защиты (раньше он назывался собес).

Список документов

В соцзащиту вы обязаны представить следующие документы:

  • паспорт (для детей свидетельство о рождении);
  • документы, доказывающие, что вы действительно проживали или проходили воинскую службу на загрязнённой радиоактивным выбросом территории (записи в военном билете, справки из ЖЭКа, домовые книги, выписки из архивов и тому подобное);
  • в случае с родственниками может понадобиться подтверждение, как родственных связей, так и факта нахождения на иждивении.

Чернобыльские льготы в других странах

Украина . Здесь положение чернобыльцев регулируется Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 г. № 796-XII. Отличий с российским законом очень мало. Льготники также делятся на категории, в соответствии с которой назначаются выплаты и компенсации. Но, в связи с тяжёлым положением бюджета Украины, надеяться на рост компенсаций не приходится.

В Белоруссии тоже принят отдельный закон, призванный обеспечить социальную защиту чернобыльцев. Список льгот и компенсаций, предусмотренный в нём, достаточно велик. Денежные средства выделяются регулярно.

В Казахстане ликвидаторы могут рассчитывать на первоочередное предоставление жилья, льготное медицинское обслуживание, и другие социальные гарантии. Отдельного закона, регламентирующего их права и социальную защиту, в республике нет.

Заключение

  1. К категории чернобыльцев относят ликвидаторов, проживающих в загрязненных областях, а также членов их семей, получивших заболевания в связи с аварией.
  2. Чернобыльцы имеют широкий перечень льгот.
  3. В их число входит право на досрочную пенсию.
  4. Регионы могут устанавливать дополнительные льготы.
  5. Документом, подтверждающим статус, является удостоверение Чернобыльца.
  6. Жертвам аварии положены ежемесячные выплаты.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по чернобыльским льготам

Вопрос: Добрый вечер. Меня зовут Ирина, мне 53 года. Я отношусь к категории граждан, которые считаются чернобыльцами. Скажите, могу ли я выйти на пенсию раньше положенного срока?

Ответ: Здравствуйте, Ирина. Согласно Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Вы имеете право выйти на пенсию на 5 лет раньше установленного срока, т.е. такая возможность появилась у Вас еще 3 года назад. Если же Вы имеете группу инвалидности, то стать пенсионером Вы могли еще в 45 лет. Но стоит помнить о нюансах: недостаточно просто принадлежать к категории чернобыльцев, Ваш трудовой стаж должен быть не меньше 5 лет.

Вопрос: Доброго времени суток. Я являюсь ликвидатором последствий на ЧАЭС. Недавно услышал от знакомых, что мне положены . Так ли это? И на какие льготы я могу рассчитывать? Иван.

Ответ: Здравствуйте, Иван. В Законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указаны все льготы, на которое Вы имеете право. К большому сожалению, таможенных льгот среди них нет.

Льготы Чернобыльцам предусмотрены на федеральном уровне законодательством России. Взрыв на Чернобыльской атомной станции унес жизни многих людей не только во время самой аварии, но и в последующие годы, так как негативное действие радиоактивных веществ на организм человека продолжается долгие годы после облучения. В связи с этим пострадавшим от этой аварии были назначены государством льготы.

  1. Непосредственные жители той территории, получившие лучевую болезнь.
  2. Жители, получившие инвалидность вследствие облучения.
  3. Жителям тех территорий, которые временно или навсегда добровольно покинули свои дома.
  4. Дети со времени зачатия, чьи родители покинули радиационные опасные территории.
  5. Жители прилегающих территорий, покинувшие их. Это районы, где норма радиации в порядке, но они прилегают к зонам с повышенной радиацией.
  6. Ликвидаторы самой аварии.
  7. Люди, занимающиеся сохранением скоты и материальных ценностей из радиационных территорий, а также организаторы данных мероприятий.
  8. Люди, работавшие на данных территориях после происшествия.
Анализируя весь список имеющих право на льготы, можно сделать вывод, что все, кто подвергся излучению или находился вблизи опасных территорий, имеют право на получение государственных льгот.

Территории, проживание и деятельность людей на которых приводит к праву получения государственных льгот, условно и географически разделены на 4 зоны:

  1. Зона с допустимым уровнем, близко прилегающая к опасной радиоактивной зоне.
  2. Территория с правом отселения, на данных участках радиация находится в предельно допустимых чертах. Люди имеют право из нее уехать с сохранением положенных им льгот.
  3. Территория отселения, зона с повышенным радиационным фоном. С данных территорий люди отселялись на более безопасные участки. Проживающие на ней жители имеют право переселиться в безопасные места с сохранением за ними положенных льгот.
  4. Зона отчуждения, радиационный фон которой сильно превышен, и находиться на ней строго запрещено.

Категории пострадавших

Люди, которые проживали или работали на данных территориях после аварии, имеют право на предоставление льгот в зависимости от их категории. Разделение пострадавших по категориям происходит на основании зоны зараженной территории, длительности пребывания на ней и состояния здоровья. Выделяют 4 группы:

  1. К первой группе относятся ликвидаторы аварии, получившие инвалидность или лучевую болезнь.
  2. Люди, ликвидировавшие последствия аварии в первые полгода после аварии более 5 суток, а также все жители, кто был эвакуирован из зоны отчуждения.
  3. Люди, ликвидировавшие последствия менее 5 суток в первые полгода и меньше 14 дней в последующие 2 года, и жители зон, рекомендуемых и обязательных для расселения.
  4. Жители окружающих районов, находящихся под постоянным контролем, если они там жили более 4 лет с момента аварии.

Для ликвидации последствий аварий за первые годы было отправлено много добровольцев, желающих помочь устранению последствий. Многие из них погибли в первые 10-15 лет. Те, кто принимал активные действия в устранении последствий, были награждены медалями.

Виды льгот

Несмотря на то, что после аварии прошло уже несколько десятков лет, наше государство до сих пор предусматривает льготное право пострадавшим. В 2019 году Чернобыльцы имеют право претендовать на следующее:

  1. Первоочередное право на получение земельного надела.
  2. Право обслуживаться вне очереди в медицинских, аптечных и других учреждениях.
  3. Компенсация на билеты за проезд к санаторию.
  4. Скидка в размере половины стоимости коммунальных услуг.
  5. Внеконкурсное право на бесплатное поступление в высшие учебные заведения при условии успешной сдачи экзаменов.
  6. Право на дополнительный отпуск на работе 7-14 дней.
  7. Обязательное предоставление инвалидных домов и домов для пожилых людей.
  8. При переезде на новую территорию работодатели обязаны принять вас на работу при соответствии данной должности.
  9. Преимущественное право получения санаториев, медицинских услуг.
  10. Инвалиды могут претендовать на компенсацию расходов по установке памятника Чернобыльцам.
  11. Право на улучшение условий проживания при несоответствии установленным санитарным и техническим нормам.
  12. Скидка в размере половины стоимости на топливо при отсутствии отопления.
  13. Запрет на сокращение на рабочем месте. В случае закрытия организации эти сотрудники увольняются в последнюю очередь.
  14. Льготы на налог за владение землей.
  15. Льготы по налогу на доходы, им полагается увеличенный налоговый вычет.

Денежные выплаты

При получении инвалидности Чернобылец имеет право на получение следующих выплат согласно группе своей инвалидности:

  1. До достижения пенсионного возраста 3 группа – 2367 рублей, 2 группа – 8169 рублей, 1 группа – 16638 рублей.
  2. При наступлении пенсионного возраста 3 группа – 5961,36 рублей, 2 группа 11922,73 рубля, 1 группа – 23845,45 рублей.

На получение льгот имеют право и близкие родственники Чернобыльцев.

Льготы семьям пострадавших

Согласно законодательству России, детям Чернобыльцев и их вдовам положено право на сохранение за ними определенных льгот. Семьи получают следующие денежные выплаты:

В первую очередь, семьи имеют право на получение компенсации по потере кормильца:

  • вдовы 6199,81 рубль;
  • дети 12399,63 рубля.

Каждому несовершеннолетнему предусмотрены средства на оплату обедов в учебных организациях:

  • в садике 433,6 рубля;
  • в школе 84,21 рубля.

Ежемесячные детские пособия:

  • до 14 лет ребенку 300 рублей;
  • от 14 до совершеннолетия 800 рублей.

Помимо денежных выплат, детям и вдовам предусмотрены следующие льготы:

  1. Зачисление детей в образовательные учреждения, начиная с детских садов, осуществляется вне очереди.
  2. Скидка в размере половины стоимости на коммунальные услуги.
  3. Получение вне очереди санаториев, домов престарелых, интернатов.
  4. Запрет на сокращение с рабочего места.

Порядок оформления льгот

Для получения льгот Чернобыльцам или их близким родственникам, которые имеют на это право, необходимо обратиться в органы социальной защиты с заявлением.

К заявлению нужно собрать необходимый пакет документов:

  1. Паспорта и свидетельства вдовы и детей самого Чернобыльца.
  2. Свидетельство о браке.
  3. Свидетельство о смерти.
  4. Необходимо получить справку вдовам о том, что муж находился в радиационной зоне.
  5. Удостоверение Чернобыльца.
  6. Трудовую книжку Чернобыльца.
  7. Заключение о группе инвалидности потерпевшего.
  8. Справку об иждивенцах.
  9. Документы на право владения имуществом, подлежащим налогообложению.
Социальные службы могут потребовать и другие документы для подтверждения права на получение льгот.

Россия до сих пор несет ответственность перед пострадавшими в этой страшной трагедии. Наравне с нашим государством льготы потерпевшим предусмотрены также на Украине, в Казахстане и Белоруссии.

Всем известно, что произошло на Чернобыльской АЭС в конце прошлого века, и каким образом это сказалось на жизни многих людей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Государственная поддержка для лиц, которые тем или иным образом пострадали от этой аварии, выражается в создании льготных режимов во различных сферах жизни. Так, льготы представляются при налогообложении и, в частности, по транспортному налогу.

Начнем с того, что ТН – это налог, который идет в бюджет региона. Следовательно, налогообложение регулируется не только федеральным законодательством, но и местным законом.

То есть каждый субъект РФ правомочен устанавливать свои для конкретных категорий автовладельцев.

Какие регионы входят

Для того чтобы понять на основании чего выделены льготные категории по , необходимо представлять какие зоны подверглись наибольшему воздействию радиации.

Область Законодательный акт Льгота по транспортному налогу Условия льготы
Брянская область ЗАКОН
О ТН от 4.10.2002
Освобождены полностью автомобили лег. с мощностью двигателя до 100 л.с.
мототехника с мощностью до 40 л.с.
Белгородская Закон Белгор. Обл.
от 28.11.2002 года N 54
О ТН
Льгот нет
Воронежская ЗАКОН
от 11.06.2003 года N 28-ОЗ
О предоставлении налог. льгот по уплате ТН
Освобождены полностью ТС с мощ. до 120 л.с.
Калужская Закон
от 26.11.2002 года N 156-ОЗ
О ТН на территории Калуж. Обл.
(с изм. на 06.2017)
Освобождены полностью на 1 ТС мощ. до 150 л.с.
Курская Закон от 21.10. 2001 года N 44-ЗКО
О ТН(с изм. на 11.2014 года)
СТН – 10 руб. с каждой ЛС Лег. автомобиль отеч. произ-ва с мощ. от 100 л.с. до 150 л.с.
Курская N 44-ЗКО полностью лег. автомобили отеч.производства, +(«ЗАЗ», «Таврия» и «ЛуАЗ») на 1 ТС с мощ. до 100 л.с.
Ленинградская Областной закон
О ТН №51-ОЗ
(с изм. на 6.6. 2019 года)
полностью Легк. автомобиль с мощ.не более 150 л.с.
Липецкая Закон от 25.11.2002 N 20-ОЗ
О ТН
полностью Без ограничений
Орловская Закон
от 26.11.2002 года N 289-ОЗ
О ТН
(с изм. на 07.11.2016 года)
полностью за одну единицу ТС
Пензенская Закон
от 18.09. 2002 года N 397-ЗПО
О введении в действие ТН на территории Пензен. обл.
нет
Рязанская Закон
от 22.11.2002 года N 76-ОЗ
О ТН на территории Ряз. Обл.
(с изм. 11.2016)
Закон
от 29.11.1998 года
О налоговых льготах
Инвалиды всех категорий, имеющие в собственности лег. авто с мощ.до 150 лс или мотоциклы до 45 л.с. В законе о ТН отсылка к другому нормативному акту.
Льготу имеют только инвалиды!
На одну единицу по выбору
Тульская Закон
от 28.11.2002 года N 343-ЗТО
О ТН (с изм. на 15.07.2016)
Полностью
для категорий гр попадающих в п.п. 1 — 6 и 9 — 12 ст. 13 Закона N 1244-I»
Автомобили лег.;
мотоциклов и мотороллеров;
Тульская №343ЗТО полностью
Для гр. попадающих под категорию п 7-8 статьи 13 Закона N 1244-I
автомобилей лег. с мощ. до 150 л.с.
мотоциклов и мотороллеров;
катеров, моторных лодок и других водных ТС до 100 л.с.
Тамбовская Закон
О ТН в Тамбовской области
от 28.11.2002 года
(с изм. на 11. 2014)
полностью 1 ТС
Лег. автомобиль с мощностью до 150 л.с.
мотоцикл
Ульяновская Закон
О ТН в Ульян. Обл.
(с изм. на 27.09.2016 года)
полностью мотоциклы, мотороллеры и автомобили лег.с мощ. до 150 лс или с года выпуска которых прошло более 15 лет
Республика Мордовия ЗАКОН
от 17.10. 2002 года N 46-З
О ТН (с изм. на 11. 2019)
Нет льгот

Важно отметить, что в несмотря на то, что в большинстве областей есть льготы для чернобыльцев, они различаются.

Особое внимание надо уделить Рязанской области, в которой нет отдельных льгот для ликвидаторов катастрофы ЧАЭС, но есть льгота для инвалидов.

В Тульской области проводится четкое деление на группы категорий граждан, что требует уточнения с законом при назначении льготы.

Для ликвидаторов аварии

Вышеприведенная таблица указывает льготы для отдельных населенных пунктов, которые попадают в чернобыльскую зону. Другими словами жители этих мест могут претендовать на льготу для чернобыльской зоны.

Ликвидаторы последствий, проживающие в других регионах страны, руководствуются местными законами:

Регион Законодательный акт Льгота Условия
Москва Закон г. Москвы
от 9.07. 2008 года N 33.О ТН
(с изм. на 12.06 2019)
полностью Одно ТС
Московская область Закон МО
от 16.11.2002 года N 129/2002-ОЗ
О ТН в МО
(с изм. на 10 2014)
Отсылает к другому нормативному акту.
Закон МО
от 24.11.2004 года N 151/2004-ОЗ
О льготном налогообложении в МО (с изм. на 06 2019)
полностью лег. авто с мощностью до 150 л.с.;
мотоциклы и мотороллеры с до 50 л.с.
Санкт- Петербург Закон С-Петербурга №487-53
О ТН (с изм. на 06 2019)
Полностью мощность двигателя до 150 л.с. или с года его выпуска прошло более 15 лет
Адыгея Закон респ. Адыгея
от 28.12.2002 года N 106
О ТН (с изм. на 05 2019)
Полностью Одно ТС по выбору владельца
Дагестан Закон респ. Дагестан
от 02.12.2002 года N 39
О ТН (с изм. на 06 2019)
Полностью За одну единицу транспорта
Краснодарский край Закон Краснодар. кр
от 26.12.2003 года N 639-КЗ
О ТН на терр. Краснод. края
(с изм. на 11 2019)
Полностью легковые с мощ. до 150 л.с.

мото- лодки с мощ. до 20 л.с.

мотоциклы и мотороллеры с мощ. до 35 л.с.

Льгота на один транспорт, наиболее мощный

Красноярский край Закон Красноярс. края
от 8.11.2007 года N 3-676
О ТН
Полностью 1 ТС с мощ. двигателя до 100 л.с.
Ярославская область Закон Ярос.обл.
от 05.11.2002 года N 71-з
О ТН в Ярослав. обл.
(с изм. на 11. 2019)
Полностью — легк. авто с двигателем до 100 л.с.
— легк автомобиля с мощ. свыше 100 л.с., либо иного ТС — на сумму налога, рассчитан. для легкового автомобиля с мощ. 100 л.с.
Вологодская область Закон Волог обл. от 15.11.2002 года N 842-ОЗ О ТН
(с изм. на 11 2019)
полностью 1 ТС по выбору налогоплательщика

Как подать заявление

Если гражданин имеет право на льготу по транспортному налогу, но на данный момент льгота не предоставляется, то необходимо обратиться в районную налоговую инспекцию.

Согласно Налоговому Кодексу, лица имеющие право на льготу обязаны сами обращаться в ФНС для предоставления льготы.

Технически в этом нет ничего сложного. Достаточно написать заявление и передать его сотруднику инспекции вместе со всеми подтверждающими документами.

Но если возникают проблемы то стоит принять помощь юриста и обратиться в компанию, которая занимается вопросами налогообложения.

Какие нужны документы

Для получения льготы по транспортному налогу необходимо представить следующие документы:

  1. Паспорт гражданина РФ
  2. Удостоверение чернобыльца.
  3. Копия ПТС автомобиля

Порядок оформления

Право на социальную поддержку, в том числе в виде налоговых льгот, имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Налоговые льготы, право на которые имеют чернобыльцы, можно разделить в зависимости от вида налога :

По земельному налогу;
- налогу на имущество физических лиц;
- транспортному налогу;
- НДФЛ.

Льготы по земельному налогу
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы , Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 2 ст. 387, пп. 5 п. 5 ст. 391 НК РФ).
Дополнительные льготы по земельному налогу могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).

Пример. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Москве
Для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в г. Москве льгота по земельному налогу предоставляется в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на 1 млн руб. (пп. 5 ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74).

Льготы по налогу на имущество физических лиц
Чернобыльцам предоставляется льгота по налогу на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, выбранного гражданином, вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. п. 1, 3 ст. 407 НК РФ).
Дополнительные льготы по налогу на имущество физических лиц могут также устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения) (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Льготы по транспортному налогу
Льгота по этому налогу должна быть предусмотрена региональным законодательством, которым утверждается перечень льготников (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ).
Например, льгота по транспортному налогу для жителей г. Москвы предусмотрена ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33.

Обратите внимание!
Не уплачивать транспортный налог можно лишь с одного транспортного средства мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт), которое зарегистрировано на чернобыльца (ч. 1, 5 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33).

Указанная льгота не предоставляется на водные и воздушные транспортные средства, а также снегоходы и мотосани (ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33).

Примечание. Если гражданин относится одновременно к нескольким категориям льготников, то может получить только одну льготу по своему выбору.

Льготы по НДФЛ
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации на ЧАЭС, имеют право на получение стандартных налоговых вычетов (500 руб. или 3000 руб. в месяц) (п. 3 ст. 210, пп. 1, 2 п. 1 ст. 218, п. 1 ст. 224 НК РФ).

Справка. Кому в каком размере полагается стандартный налоговый вычет (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ)
Вычет в размере 3000 руб. предоставляется:
- гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- гражданам, получившим инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;
- гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);
- военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;
- гражданам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе гражданам, уволенным с военной службы, проходившим в 1986 - 1987 гг. службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
Вычет в размере 500 руб. предоставляется:
- младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;
- рабочим и служащим, а также бывшим военнослужащим и уволившимся со службы лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получившим профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
- гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.

Обратите внимание!
Если гражданин имеет право на стандартные вычеты по нескольким основаниям, например является одновременно чернобыльцем и Героем РФ, то ему будет предоставлен максимальный вычет. Суммировать вычеты и использовать их одновременно нельзя (абз. 1 п. 2 ст. 218 НК РФ).

Порядок оформления льготы по налогам
Для получения льгот следует самостоятельно представить заявление и необходимые документы, подтверждающие право на налоговую льготу, в налоговые органы по месту нахождения зарегистрированных объектов недвижимого имущества и (или) земельного участка и (или) транспортного средства (например, удостоверение получившего(ей) или перенесшего(ей) лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего(ей) инвалидом (п. 2 Порядка, утв. Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006)).
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

Примечание. Подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном регионе можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» раздела «Электронные сервисы» интернет-сайта ФНС России.

По конкретным вопросам о порядке предоставления налоговых льгот следует обращаться в представительный орган муниципального образования либо в налоговый орган по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) земельного участка и (или) транспортного средства.

«Электронный журнал „Азбука права“, 07.07.2016 (КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ИМЕЮТ ГРАЖДАНЕ, ПОДВЕРГШИЕСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧАЭС?)

Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот - компенсации - это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование.

Нужно помнить, что статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены:

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ.

В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Эта льгота предоставляется:

¨ участникам ликвидации последствий катастрофы.

Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой:

Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1.

Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ.

Относительно начисления ЕСН – смотрите выше.

¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы - с 26 апреля 1986 года;

¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение - с 26 апреля 1986 года;

¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда):

ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, - со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, - со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), - до 2 декабря 1995 года;

¨ 14 календарных дней:

ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;

ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой:

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

Пример 1.

Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на в размере 500 рублей:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражена сумма денежной компенсации, выплачиваемой работнику взамен 14 дней дополнительного отпуска, подлежащая возмещению из федерального бюджета

Отражена задолженность перед работником в сумме денежной компенсации, выплачиваемой ему взамен 14 дней дополнительного отпуска

Удержан НДФЛ с суммы компенсации (3556-500) х 13%

Произведена выплата денежной компенсации работнику

При получении из бюджета отражена сумма выплаченной Котову компенсации взамен дополнительного отпуска

Окончание примера.

Согласно Закону №1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы.

Напомним, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе и по уходу за больным ребенком) за полный календарный месяц не может превышать 11 700 рублей.

¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

¨ инвалидам вследствие катастрофы;

¨ участникам ликвидации последствий катастрофы;

¨ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения;

Средства для финансирования расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности перечисляются из федерального бюджета исполнительным органам ФСС Российской Федерации, которые в дальнейшем отчитываются о целевом использовании этих средств.

В организации начисление пособия по временной нетрудоспособности отражается обычной проводкой:

При расчете суммы пособия рассчитывается средний заработок работника, непрерывный стаж работника не принимается во внимание и пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка.

Обратите внимание: суммы, превышающие размер пособий, назначенных по общим основаниям, должны быть выделены в отчетах, представляемых в ФСС Российской Федерации, так как они возмещаются фонду из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ пособия по временной нетрудоспособности подлежат обложению НДФЛ. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ эти суммы не подлежат обложению ЕСН.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 статьи 13 Закона №1244-1, гарантируется выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций и учреждений различных форм собственности, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Данная льгота предоставляется:

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с правом на отселение;

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Размер вознаграждения определяется в зависимости от стажа работы в зоне и степени ее радиоактивного загрязнения.

Порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 года №101 «О Порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятых на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Дополнительное вознаграждение за выслугу лет выплачивается работнику за время, отработанное в данном году на предприятии, в организации и учреждении, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, включая время оплачиваемых отпусков, периоды временной нетрудоспособности, а также время, в течение которого за работником полностью или частично сохранялась .

Право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет возникает у работника, проработавшего на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, более 1 года. Первая выплата вознаграждения производится за фактически отработанное время после возникновения права на это вознаграждение. Начисление вознаграждение за выслугу лет производится исходя из установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной оплаты труда, действующей на 31 декабря расчетного года. Вознаграждение выплачивается один раз в год в течение первого квартала следующего за расчетным годом.

Лицам, проработавшим в течение календарного года в различных зонах радиоактивной загрязненности, размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет определяется из расчета этого вознаграждения за фактически отработанное время в каждой из зон.

Размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет составляет (в процентах от МРОТ):

Стаж работы, дающий право на дополнительное вознаграждение за выслугу лет, исчисляется, начиная с 26 апреля 1986 года. Стаж исчисляется ежегодно по состоянию на 1 января. В этот стаж включается время непрерывной работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях. Кроме того, в стаж включаются следующие периоды:

¨ время действительной срочной военной службы, если работник до призыва на военную службу работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на радиоактивно загрязненной территории, и возвратился после увольнения в запас на прежнее место работы в течение трех месяцев (не считая времени переезда);

¨ время обучения на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с отрывом от работы, если работник до поступления на курсы и после их окончания работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;

¨ время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Стаж работы, дающий право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, не прерывается, но время перерывов в этот стаж не включается в следующих случаях:

¨ при переводе или командировании работника в установленном порядке на срок свыше трех месяцев за пределы территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;

¨ при поступлении на работу в течение месяца после прекращения инвалидности или болезни, продолжавшейся свыше четырех месяцев и вызвавшей увольнение, если работник вернулся на предприятие, в организацию, учреждение, расположенные на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Месячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности или изменения инвалиду трудовой рекомендации по заключению ВТЭК, позволяющей принять (перевести) его на работу;

¨ при поступлении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, после увольнения в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ликвидацией предприятия, организации, учреждения, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, если перерыв в работе не превышает трех месяцев, не считая времени переезда к новому месту работы;

¨ при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по окончании высшего или среднего специального учебного заведения, если перерыв между окончанием учебы либо досрочным отчислением его из учебного заведения и поступлением на работу не превышал трех месяцев;

¨ при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, пенсионеров по старости (впервые после ухода на пенсию), которые до ухода на пенсию были заняты на этих работах.

Основным документом для определения непрерывного трудового стажа для начисления дополнительного вознаграждения за выслугу лет является . Подтверждение непрерывного стажа работы, дающего право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, свидетельскими показаниями не допускается.

Следует отметить, что во всех случаях исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником в соответствии с действующим законодательством (за время отпуска, за периоды временной нетрудоспособности, при начислении пенсии и так далее), дополнительное вознаграждение за выслугу лет не учитывается.

Начисление дополнительного вознаграждения за выслугу лет оформляется проводкой:

В Письме Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №03-05-02-04/8 указано, что в соответствии с абзацем 1 статьи 19 Закона №1244-1 дополнительное вознаграждение за выслугу лет, предусмотренное пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1, является одной из мер социальной поддержки и производится только работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Поэтому, по мнению Минфина Российской Федерации, указанная выплата не рассматривается как «возмещение вреда», то есть в качестве компенсации, а, следовательно, подлежит обложению НДФЛ и ЕСН в установленном порядке, являясь одной из форм оплаты труда.

Все льготы по налогам и сборам предоставляются только в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 7, 17 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

¨ инвалиды I и II групп;

¨ граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пунктом 5 Инструкции МНС Российской Федерации от 21 февраля 2000 года №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации и полностью освобождаемых от уплаты земельного налога, отнесены все категории граждан, имеющих право на льготы и компенсации в соответствии с Законом №1244-1. Данным Законом льготы по этому налогу предоставлены:

ü гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, включая III группу из числа:

1. граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

2. военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

3. граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

4. граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

ü гражданам, (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

ü военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

ü лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;

ü гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

ü младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

ü гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

ü военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;

ü гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения;

ü гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемые), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;

ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

ü гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);

ü гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

ü военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящим (проходившим) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Однако, Законом установлено, что в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен (по решению суда) в случае, если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего.

Основанием для предоставления льгот перечисленным лицам являются удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что лица, получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1 освобождаются от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.

Закон №1244-1 предусматривает предоставление льготы по этому налогу. Кроме того, Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 года №54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» конкретизирован круг лиц, освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 указанной Инструкции от уплаты налога освобождаются следующие категории граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1, в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами Российской Федерации:

· граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

o граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

o военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

o граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

o граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

· граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

· военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

· лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;

· граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

· младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

· рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;

· граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

· граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);

· граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

· граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

· граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);

· граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно, в 1986 году из зоны отчуждения; переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; и переселившихся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот;

· дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.

Лица, имеющие право на льготы, согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Для получения льгот представляется специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также специальное удостоверение, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства гражданам выдаются справки установленного образца.

Обратите внимание: в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится по письменному заявлению налогоплательщика, но не более чем за три года.

Законом №1244-1 было предусмотрено освобождение от уплаты налога на транспортные средства следующим категориям граждан:

¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

¨ инвалидам вследствие катастрофы (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

¨ гражданам, работающим в зоне проживания с правом на отселение;

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

¨ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения – сроком на пять лет со дня эвакуации (переселения).

С 1 января 2003 года налог на транспортные средства отменен в связи с вступлением в действие главы 28 НК РФ «Транспортный налог». Статьей 356 главы 28 НК РФ определено, что льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими и вводящими налог на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты соответствующие законы о транспортном налоге, в частности:

Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края»;

Закон Тверской области от 6 ноября 2002 года №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области»;

Закон Ленинградской области от 22 ноября 2002 года №51-ОЗ «О транспортном налоге» и так далее.

Следует заметить, что некоторые субъекты Российской Федерации при введении транспортного налога вообще не установили никаких льгот для налогоплательщиков: Закон Ульяновской области от 15 ноября 2002 года №056-ЗО «О транспортном налоге», Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края». Но большинство субъектов Российской Федерации решили предоставить отдельным категориям налогоплательщиков льготы при уплате транспортного налога. Таким образом, законодательные органы власти по-разному определяют льготные категории налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 9 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года №48 «О транспортном налоге» льгот для физических лиц, являющихся участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действующим налоговым законодательством не предусмотрено (Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 12 апреля 2004 года №23-10/3/24519).

Но в случае освобождения от уплаты налога каких-либо организаций или физических лиц в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, такие лица не производят исчисление налога с зарегистрированных на них транспортных средств.

В соответствии со статьей 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) инвалидами через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ. Согласно пункту 33 указанных Методических рекомендаций физические лица, отнесенные законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге к льготной категории, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие их право на льготу по данному налогу.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц и льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Порядок ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц. Чернобыльская авария: льготы и компенсации ».