Каждый гражданин Российской Федерации знает о том, что представляет собой плата за капитальный ремонт. Однако далеко не все задумываются, на что именно эта плата уходит. За что каждый из нас ежемесячно отдает определенную сумму денег в ЖЭК? Как должен проходить капитальный ремонт многоквартирного дома, и как он проходит на самом деле? На все эти вопросы будут предоставлены ответы в статье.

Понятие капитального ремонта

Каждый многоэтажный дом рано или поздно начнет изнашиваться. Дабы не допустить аварийной ситуации, строения необходимо своевременно ремонтировать и модернизировать. Естественно, необходимая денежная сумма для проведения ремонтных работ не возьмется из ниоткуда. А потому оплачивать ремонтные работы обязаны сами жители.

Прежде чем давать характеристику правовых аспектов закона, регламентирующего ремонтные работы строений, необходимо чуть более подробно рассказать о том, что же входит в систему капитального ремонта. Какие процедуры и функциональные обязанности ЖЭКа здесь можно выделить? Если речь идет о минимальной совокупности услуг и обязанностей жилищной компании, то нужно выделить следующие функции:

  • замена, ремонт или установка разного рода внутридомовых коммуникаций; это отопление, водоснабжение, газификация и многие другие системы;
  • ремонт или замена лифтов;
  • ремонт или установка домовой кровли;
  • проведение работ в подвалах, укрепление фундамента;
  • ремонт или обновление фасада - герметизация швов, восстановление штукатурки, замена или обновление плитки, ремонт водостоков и т. д.

Таким образом, капитальный ремонт многоквартирного дома включает в себя довольно большое количество самых различных работ.

Общая характеристика законов о капремонте

Сразу стоит отметить, что на данный момент в России не существует какого-то единого законопроекта, целиком и полностью посвященного капитальному ремонту. Все функциональные обязанности, соединяющиеся в капремонт многоквартирных домов, регламентируются самыми различными законами и подзаконными актами. Здесь и отдельные пункты федеральных законопроектов, и определенные судебные постановления, и некоторые статьи Жилищного кодекса РФ. Однако наиболее крупный и известный закон здесь все же стоит выделить: это ФЗ № 271 - об изменениях в российском Жилищном кодексе.

До 2012 года в сфере жилищного хозяйства все было очень плохо. Неразбериху составляли как многочисленные юридические противоречия, так и отсутствие четкой системы законов, что могли бы регламентировать ремонт домов. Безусловно, существовал Жилищный кодекс. Однако до появления в декабре 2012 ФЗ № 271 и с ним все было не так, как нужно.

Какие изменения последовали с началом действия представленного нормативного акта? Основное, что здесь стоило бы отметить, - это то, что плата за капитальный ремонт стала взиматься с граждан (до этого ремонтом полностью занимались власти). Хорошо это или нет - вопрос спорный. Однако вряд ли удастся отрицать тот факт, что система взносов и исполнения работ стала удобнее. Но стала ли она справедливее и качественнее? Попытки найти ответ на этот вопрос будут обозначены далее.

Экскурс в прошлое

Как известно, А потому стоит перенестись немного в прошлое и попытаться вспомнить, как действовала система капитального ремонта ранее.

Еще в советские времена кровля домов стабильно обновлялась каждые 15 лет, фундамент ремонтировался каждые 25 лет, а крышами ЖКХ занималась каждый год. В принципе, и по сей день особо ничего не изменилось. Любая жилищно-управляющая компания устанавливает подобные сроки. Если же работы не проводить, то здание попросту приобретет аварийное состояние, а в конечном счете разрушится.

В СССР капремонт многоквартирных домов целиком лежал на властных структурах. Все строения находились в государственной собственности. Граждане были обязаны своевременно выплачивать определенную денежную сумму, а муниципалитет проводил все необходимые строительные и ремонтные работы. Однако с началом приватизации, вызванной распадом советской власти, большинство зданий перешли в руки частных собственников. Отныне жильцы перестали платить органам местного самоуправления.

Полнейшая неразбериха продолжалась до начала 2000 года. Многие дома устаревали, становились аварийными и непригодными для жизни. Именно поэтому власти решили принять более смелые меры. Была разработана программа капремонта. Чуть позже последовал и закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. Жильцов обязали выплачивать 5% от суммы, необходимой для осуществления работ по преобразованию жилья. Однако общая тенденция так и не приобрела положительной окраски: и по сей день многие дома попросту остаются без обслуживания.

Коммунальная плата за капитальный ремонт: размер по состоянию на 2017 год

Российским властям стоило бы обратить внимание на европейскую практику, предусматривающую обязанность каждого жильца создавать так называемый ремонтный капитал. Собирается определенная денежная сумма, которая впоследствии отправляется на осуществление работ по преобразованию жилья. Преимущество такой системы очевидно: все действия с финансами остаются на виду у каждого человека. Есть строгая отчетность, позволяющая тратить деньги строго по назначению; ни одна копейка не может уйти кому-то в карман.

Тем не менее в Российской Федерации подобная схема применялась бы с большим трудом. Основная преграда здесь - обыкновенная бедность населения. Многие граждане попросту не смогли бы своевременно вносить выплаты из-за банального отсутствия финансов. А какая система действует сегодня?

Властями был разработан тридцатилетний план (действовать он будет до 2042 года), согласно которому, сбором средств занимается муниципалитет. Эта же инстанция составляет график ремонтных работ для каждого отдельного дома. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов (ФЗ № 271) гласит о необходимости выплачивать денежную сумму, равную как минимум 15 рублям за жилищный м 2 . Безусловно, власти гласят о "невероятной эффективности созданной системы" и о "тысячах качественно отремонтированных домов". Соответствуют ли эти утверждения сегодняшним реалиям? На этот вопрос каждый житель должен ответить сам. В качестве "вспомогательного материала" можно привести несколько тезисов из соответствующего законопроекта.

Основные программные нюансы

Каждый гражданин должен помнить о своих жилищных правах - стоит только открыть Жилищный кодекс и прочитать отдельные его положения. Далее будут приведены основные тезисы о том, что же представляет собой плата за капитальный ремонт. Закон говорит о следующих моментах:

  • Все сроки ремонта устанавливаются непосредственно муниципалитетом. В случае же нарушений граждане имеют право подать жалобу. Муниципалитет соберет комиссию и, в случае необходимости, постарается отремонтировать строение в нужные сроки.

  • Капитальный ремонт дома не может откладываться даже после того, как жители сами провели все необходимые работы по обновлению жилья.
  • Комиссия, состоящая из представителей жилья, оценивает капитальный ремонт, проведенный муниципалитетом.
  • Плата за капитальный ремонт регламентируется органами местного самоуправления. При этом пошлина может подвергаться корректировке, но только при условии уведомления об этом всех жильцов.

В законопроекте говорится и об основных видах льгот, которые обязательно должны учитываться местными властями. Об этом будет рассказано далее.

О льготах

Согласно Федеральному закону № 271, определенные группы граждан имеют право на ряд послаблений. Так, некоторые лица, о которых будет рассказано далее, способны выплачивать тариф не полностью.

  • семьи с тремя или более детьми;
  • инвалиды;
  • семьи, имеющие детей со степенью инвалидности;
  • военнослужащие, или же семьи погибших военных;
  • работники тыла или ветераны времен ВОВ;
  • семьи без кормильца;
  • почетные доноры;
  • обладатели разного рода государственных наград.

Сюда же стоит отнести и некоторые другие категории граждан. Все они прописаны в ФЗ № 271.

Расшифровка тарифов ЖКХ

Плата за капитальный ремонт дома складывается из множества самых различных аспектов. Здесь стоит выделить и размер жилья, и тип строения, и наличие тех или иных жилищных элементов (вроде лифта, лестничных площадок и т. д.).

  • дворовая территория;
  • уборка и ремонт лестничных площадок;
  • работа с мусоропроводом;
  • содержание и ремонт лифтовой системы;
  • работа с вентиляционными и канализационными каналами;
  • своевременный вывоз мусора с территории около дома и т. д.

Если же здания обладают каким-то своеобразным оборудованием, или же располагаются они в неудобных территориях, то взимание платы за капитальный ремонт может быть чуть выше установленной нормы. Необходимо также рассказать о том, как влияет специфика жилого дома на стоимость капитального ремонта. Закон регламентирует следующие моменты:

  • жильцы дореволюционных построек (как правило, такие постройки - это объекты культуры) должны выплачивать порядка 3 рублей за м 2 ;
  • люди, проживающие в "хрущевках", должны платить два рубля за м 2 ;
  • граждане, проживающие в панельных домах 60-80-х годов, должны выплачивать 2,2 рубля за м 2 ;
  • жители кирпичных домов должны платить минимум 2,5 рубля;
  • люди, проживающие в современных строениях, платят порядка 2,7 рубля.

Таким образом, тип жилищного строения также значительно влияет на стоимость проводимых ремонтных работ.

Последствия неуплаты тарифов

Как это ни странно, многие граждане попросту отказываются оплачивать тарифы на капремонт. Для этого они находят множество самых различных причин: это и несправедливое распределение финансов, и отсутствие какой-то "отдачи" со стороны муниципалитета (ведь часто жители домов просто не видят никаких ремонтных работ), и некачественное выполнение ремонта. Более того, некоторые лица и вовсе задаются вопросом о том, законна ли плата за капитальный ремонт.

Так или иначе, государство недолюбливает неплательщиков, а потому стремится всячески с ними бороться путем наложения санкций. Какие последствия могут настигнуть гражданина, отказывающегося оплачивать услуги жилищно-коммунальных компаний? Самые что ни на есть простые - штрафы согласно ставке банковского рефинансирования. Означает это, что человек обязан покрыть просроченные выплаты еще и 15% от необходимой суммы денег.

Если же дело и вовсе дойдет до суда, то в отношении гражданина могут быть приняты следующие меры:

  • подписка о невыезде;
  • отсутствие возможности брать кредиты в каком-либо банке страны;
  • присуждение пени;
  • выселение из дома (но это крайняя мера; необходимы многомиллионные долги, чтобы суд смог лишить гражданина имущества).

Самый простой пример здесь может выглядеть следующим образом: у гражданина есть в собственности квартира 50 м 2 ; долг гражданина - 3 тыс. рублей при просрочке в 30 дней. Муниципалитет присуждает пеню в 45 рублей. За год штраф может вырасти до 800 рублей. Таким образом, какого бы мнения о системе капитального ремонта ни был гражданин, своевременно выплачивать необходимую денежную сумму все же придется.

Экспертное мнение о системе оплаты капремонта

Споры вокруг выстроенной системы оплаты капитального ремонта ведутся уже давно. К какому мнению склоняется большинство экспертов?

Реальную ситуацию, по мнению большинства специалистов, нельзя назвать оптимистичной. С одной стороны, существующую систему оплаты капитального ремонта практически невозможно изменить: принят тридцатилетний план, а потому еще долгое время будут нерешаемы все обозначенные выше проблемы. Отсутствие в схеме банальной прозрачности, борьба с некачественными ремонтными работами, общественный контроль - все это может быть в полной мере реализовано, разве что, при европейской системе оплаты капремонта. Однако и такая система пока не может эффективно применяться в нынешних реалиях: все еще велик уровень бедности населения.

Решение проблемы

Какой может быть выход? Самый оптимальный вариант - ТСЖ. В определенном районе построен новый дом. Плата за капитальный ремонт здесь такая же, как и везде. Поскольку район был обустроен совсем недавно, жильцы не видят смысла отдавать деньги муниципалитету непонятно за что. Именно поэтому граждане решаются обустроить товарищество жилищных собственников. Отныне все выплаты становятся прозрачными и видимыми для большинства жильцов.

Естественно, и при таких условиях может возникнуть немало проблем. ТСЖ может быть организовано только при наличии действительно грамотных и активных председателей жилища. Если таковые имеются, вопрос встанет о наличии бюджета товарищества. У многих тут же появится вопрос: а является ли плата за капитальный ремонт обязательной? Ответ однозначно положительный. Каждый гражданин, входящий в товарищество, должен посильно способствовать развитию жилищный структуры и поддержанию ее в "здоровом" состоянии.

Обязаны ли жильцы платить взносы в фонд за капитальный ремонт?

Да, это обязанность. Оплата не вменяется только собственникам жилья, относящегося к аварийному фонду и отдельным категориям граждан, признанным социально наименее защищенными.

И пресловутое Определение №А-57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 года, на которое ссылаются , никоим образом не отменяет положения законодательства, оно является лишь ответом на вопрос законности фонда регионального оператора. И о том, какие полномочия он имеет.

А о том, что за капитальный ремонт платить нужно, без всяких кривотолков сказано в федеральном законодательстве РФ , которое пока еще силу не утратило.

Кто имеет право не платить?

Кто не обязан платить за капитальный ремонт общего имущества в МКД? Такие «касты» есть (Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15). Плата за капремонт для собственников жилья не является обязательной для:

Некоторым гражданам будут компенсированы расходы в размере до 50% : это инвалиды 1 и 2 групп, пенсионерам от 70 лет (одиноким или проживающим в семье только из лиц пенсионного возраста), инвалидам детства и тем, у кого ребенок-инвалид.

Отдельно стоит упомянуть обладателей квартир в новостройках . Закон ничего про них не говорит и в категорию «законных неплательщиков» не выделяет.

Хотя в их случае речь о ремонте пойдет не ранее, чем через пять-десять лет. Обязаны ли собственники жилья платить за капитальный ремонт, если здание, которому по той или иной причине понадобился ремонт, «моложе» 5 лет? В этом случае все работы по восстановлению нового многоквартирного дома возлагаются на строительную компанию.

Не платить не получится, но есть все основания надеяться, что их положение будет принято во внимание законодателями.

Смотрим положения закона

Плата за капремонт — обязательна или добровольна? Еще каких-то пару-тройку лет назад взносы эти действительно носили добровольный характер.

В 2014 году (с 1 июля) были внесены изменения в Федеральный закон №271-ФЗ . В частности, статья 13 «украсилась» пунктом 8.2, а он как раз и подразумевает минимальные взносы на капремонт.

Совершенен ли закон? На текущий момент действительно бросаются в глаза нечеткости , например отсутствие границы между текущим ремонтом и капитальным.

То есть на практике, разумеется, все понимают разницу в терминологии — текущий ремонт это мелкие исправления, такие как покраска, штукатурка, ремонт конструкций. К капитальному относятся уже более масштабные работы — усовершенствования конструкций, реставрация изношенных частей и т.д.

Но в том-то и дело, что графа в платежках от ЖКХ называется «текущий ремонт» . Но ведь жильцы и так за него платят, потому и возмущаются: почему обязуют платить еще?!

Возмущаться на самом деле следует только нечетким формулировкам закона , который не всегда можно правильно понять сразу. На самом деле деньги пойдут на предназначенные для этого цели.

Беда еще и в том, что граница между текущим и капитальным ремонтом зачастую весьма условна.

Другая причина недовольства обитателей домов — это складывание денег в, как они думают, «общий котел». То есть, предусмотрены две «копилки»:

  • специальный счет отдельного здания (устанавливается в согласовании с собранием собственников жилья);
  • счет регионального оператора.

Понятно, что последняя «копилка» более объемная и туда поступают взносы со многих домов. Обязательно ли платить в фонд капитального ремонта, ведь многие абсолютно справедливо не желают оплачивать чужие ремонты?

Но по уверению властей, этого опасаться не стоит — ведется строгий учет всех поступающих траншей и ни один дом не будет отремонтирован за счет другого.

Размер траншей в разных регионах России тоже варьируется . На его размер влияют многие нюансы, например, насколько старое здание, из какого материала построено, есть в нем лифт или нет, и т.д.

Отсутствие первого взноса и отсутствие оплаты после первого взноса: есть ли разница?

Взносы имеют предварительный характер , работы будут произведены, когда нужная сумма накопится на счету. ТСЖ может полностью взять этот процесс в свои руки и открыть собственный счет.

Правда, есть одно «но» — если срок подойдет, а окажется, что средств нет, собственникам придется брать кредит в банке.

Обязаны ли мы платить за капитальный ремонт дома, если нет договора? Бытует и такое мнение: если договор не подписан и не был произведен первый платеж (именно он является действенным подтверждением стороны о существовании договорных отношений), то и платить не надо.

При этом ссылаются на ст.425 ГК, регламентирующую принятие договора.

Статья 425. Действие договора

  1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
  2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
  3. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
    Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
  4. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Так бы хотелось, но на самом деле все опять упирается в пресловутый Федеральный закон №271-ФЗ и .

Именно они, а не договор, диктуют хозяевам квартир, платить или нет . В нормативно-правовых актах четко прописана необходимость оплаты.

После принятия закона отведено восемь месяцев на то, чтобы хозяева квартир определились на общем собрании, кому они будут передавать взносы — региональному оператору или на спецсчет своего здания.

Потому как именно общее собрание собственников есть орган управления домом (ст. 44 ЖК), но — не есть последняя инстанция.

Если решение не принято, ничего страшного — региональный счет уже существует и любезно предоставлен муниципалитетом.

Обязательно ли платить за капремонт? Как видим, вопрос «можно ли не платить» не стоит вообще — оплачивать ремонт обязало законодательство . Выбор есть «куда перечислять взносы» — и тут собственникам предоставлена определенная свобода действий.

Стоит платить или нет?

Стоит, если не хотите неприятностей — это во-первых (потому что только страх наказания может заставить многих граждан соблюдать установленные правила).

И во-вторых , стоит, если желаете жить в пригодном для жизни доме — ведь все транши строго учитываются и за их счет ведется ремонт домов.

А значит, получается, что граждане платят не Управляющей компании, а самим себе.

Последствия

Неблагоприятные :

  • постепенно ветшающее здание (в нем жить не только неприятно, но иногда и небезопасно. Мало кому хочется, входя в лифт, гадать, доедет он благополучно до нужного этажа или нет);
  • уведомления от Управляющей компании;
  • просрочка платежей и начисление пеней;
  • судебное разбирательство.

Размер пеней будет зависеть от того, какие тарифы установлены в конкретном взятом регионе.

Отдельно следует упомянуть о том, как может отреагировать Управляющая компания. Коммунальщики имеют право уведомлять должника о просроченных взносах (официальный документ, почтовым отправлением с уведомлением под подпись), а затем применять санкции.

Сюда относится и отключение коммунальных услуг. Причем наличие несовершеннолетних детей не будет являться препятствием .

А меры воспоследуют (п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг). Вплоть до «тяжелой артиллерии» (иск с требованием выселения), потому как по заявлению заместителя министра строительства и ЖКХ А.Чибиса, положение сложилось почти что отчаянное .

Примерно одна четверть россиян не считает нужным выполнять предписания закона об обязательных взносах на капитальный ремонт. Разрешат ли власти кому-то не соблюдать закон — вопрос риторический.

Поэтому, задавая себе вопрос: «Обязан ли я платить в фонд капитального ремонта дома?», задумайтесь еще и вот о чем — лучший способ избежать проблем от неуплаты — это не допускать ее.

Для этого необходимо осознать, что пусть формулировки закона могут быть пока далеки от совершенства, но платите вы в любом случае себе и только себе — за комфортное и безопасное проживание.

Плата за капремонт. Нужно ли платить за капремонт, в каких случаях делать это необходимо, предусмотрены ли льготы для пенсионеров? Это вопросы, волнующие россиян с тех пор, как в квитанциях ЖКХ появилась новая графа.

Платить ли за капремонт и существуют ли льготы для определенных категорий граждан? Это вопросы, волнуют россиян с тех пор, как в квитанциях ЖКХ появилась новая графа. Сразу нужно отметить, что взносы на капремонт относятся к разряду обязательных платежей. Для каких целей они предназначены, какие работы производятся за счет данных средств, где и на чьих счетах они аккумулируются? Собранные с собственников жилья взносы поступают в созданный фонд капремонта либо на банковский счет, открытый для этих целей, и не зависит от принятого собственниками жилья решения.

(кликните, чтобы открыть)

Нужно ли платить за капремонт

Какие работы производятся за счет платы за капремонт :

  • ремонт подвальных помещений;
  • ремонт крыши и поддержание ее в хорошем состоянии;
  • при необходимости проводятся работы по реконструкции фундамента здания;
  • ремонт лифтов и их замена на новые;
  • реставрационные фасадные работы;
  • ремонт и замена коммуникаций, в том числе канализационных, вентиляционных, водопроводных систем и т.п.

Плата за капремонт в новостройках

Многих волнует вопрос, а за капремонт в новостройках нужно ли платить? Тут есть свои нюансы, которые следует учитывать в обязательном порядке.

Жилищный кодекс претерпел некоторые изменения в вопросах, касающихся того, какие жилые постройки следует считать новостройками. Теперь таковыми признаются строения, сданные в эксплуатацию с июля месяца 2016 года.

Согласно новым правовым нормам, плата за капремонт в новом доме «новоселами» в течение 3-5 лет не вносится. Точные льготные периоды определяются региональными властями.

Введенные в эксплуатацию жилые здания до указанного срока, в течении последующих 5 лет, зачастую находятся на гарантийном обслуживании у застройщика, который и должен устранять обнаруженные неполадки за свой счет.

Но в любом случае, на общем собрании жильцов (срок эксплуатации домов которых не превышает 5 лет), решается ряд вопросов, связанных с дальнейшими действиями, в том числе:

  • с порядком сбора на капремонт;
  • с их размером;
  • с перечнем работ, являющихся первоочередными.

Важно

Плата за капремонт в новостройках раньше или позже будет взиматься в любом случае, это касается и жильцов, даже временно освобожденных от таковой, так что сборы могут производится заблаговременно, на перспективу.

Обратите внимание, что при покупке квартиры при долевом строительстве, существует фактор риска — и куда обращаться?

Можно ли не платить за капремонт

Как не платить за капремонт и возможно ли такое? В настоящее время взносы такого рода являются обязательными, хотя совсем недавно их уплата являлась делом добровольным. Однако, даже сейчас присутствует возможность избавить жильцов многоэтажек от подобной «повинности» на вполне законных основаниях. В частности, от обязательных взносов законодатель освобождает следующие группы собственников:

  • проживающих в жилых помещениях, официально признанных аварийными, а все деньги, уплаченные собственниками за капремонт (после признания жилья непригодным/опасным для проживания), должны быть им возвращены;
  • сдающие, принадлежащее им жилье, в аренду, а с полученного от квартирантов дохода уплачивают взносы, конечно, в этом случае части прибыли придется лишиться;
  • желающие взять обязанность по проведению капремонта на себя, не создавая при этом каких-либо фондов, тогда собственники «сбрасываются» и нанимают ремонтную бригаду для проведения тех или иных работ, которые необходимы на определенном этапе, однако вопрос экономии в этом случае является довольно спорным;
  • решившие предоставить фасад своего дома под размещение рекламных баннеров/щитов, прочих приспособлений аналогичной направленности, а полученные в итоге денежные средства жильцы вправе направить на погашение взносов на капремонт.

К сожалению, часть россиян выбирают не самый правильный путь, попросту отказываясь от уплаты взносов, но в конечном итоге сэкономить им не удастся, скорее, наоборот. Так что ответ на вопрос, взносы на капремонт платить или нет, однозначен, лучше этот делать, причем в отведенный срок, ведь накопленный долг за капремонт чреват неприятными последствиями.

Кстати, если у вас шумные соседи, узнайте и днем, и ночью?

Льготы по капремонту, пенсионеры не платят за капремонт?

Начиная с 2016 года на на капремонт может рассчитывать больше россиян. К числу таковых относятся, например, проживающие в домах, подлежащих сносу, либо изъятию земли под ними в целях использования ее для муниципальных/государственных нужд.

Помимо этого, законодатель наделяет регионы правом самостоятельно устанавливать льготы по капремонту определенным категориям граждан, как правило, к числу последних относятся:

  • блокадники, ветераны ВОВ и труда;
  • ряд работников бюджетной сферы, в том числе проживающие в сельской местности;
  • ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • семьи, являющиеся многодетными;
  • жертвы политических репрессий и другие.

Отдельного внимания заслуживают льготы на капремонт для пенсионеров, так как уплата ими взносов напрямую зависит от их возраста. То есть, если собственник жилья достиг своего 70-летия, то он вправе рассчитывать на льготу в 50%, но только в случае его проживания в квартире в одиночестве или с такими же пенсионерами.

А льготы по капремонту пенсионерам, возраст которых перешагнул 80-летний рубеж, предоставляются в полном размере (100%), также при условии, что они являются одинокими.

Предусмотрены ли льготы по капремонту для инвалидов? Ответ положительный, если речь идет об инвалидах 1 и 2 группы, а также о родителях, имеющих на своем иждивении детей-инвалидов. Для таких категорий граждан предусмотрена уплата взносов не более, чем в половинном размере. За более подробной информацией по льготам можно обратиться в местные органы власти.

Пени за неуплату капремонта

Что же будет, если не платить за капремонт? Неплательщикам будут высылаться напоминания о задолженности. Не стоит дожидаться пока вопрос об уплате взносов будет решаться в судебном порядке, ведь в такой ситуации придется давать подробные объяснения, по какой причине уплата не производилась. И если суд сочтет приводимые аргументы несущественными, то судебные издержки будут взысканы с ответчика, а это дополнительные расходы, ведь образовавшуюся задолженность также придется погасить. Более того, расходы увеличиваются и за счет санкций, так как предусмотрена уплата пени за капремонт, в случае несвоевременного внесения взносов на таковой. Помимо этого, недобросовестным собственникам грозит приостановка выплат иных льгот и субсидий.

Если гражданин, по каким-либо причинам, не знает размера платы, то где он может получить необходимую информацию? Например, как узнать задолженность за капительный ремонт по адресу?

В этих целях можно обратиться в фонд капремонта или в управляющую компанию, обслуживающую конкретный дом. Сделать это можно и посредством интернета, так как большинство фондов и УК имеют собственные сайты, где указаны необходимые сведения.

Исходя из вышесказанного, каждый может сделать выводы, относительно взносов на капремонт платить или не платить их, и стоит ли ждать наступления для себя негативных последствий, которые когда-то наступят обязательно.

Подпишитесь на свежие новости

Согласно Определению ВС РФ от 04.06.2014 N 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт для собственников жилья не является обязательной. Как это согласовывается со ст. 169 ЖК РФ об обязанности по уплате взносов за капитальный ремонт?

В.Чистяков, г. Липецк

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом согласно письму Минстроя России от 05.08.2015 N 24470-ОД/04 "По вопросу уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме" собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором (Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из Жилищного кодекса исключена норма об обязательном заключении договора между собственниками помещений в МКД и региональным оператором).

В соответствии с положениями ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной нормы, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (п. 2 ст. 169 ЖК РФ).

Пунктом 8 ст. 170 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Более того, Конституционный Суд РФ 12 апреля 2016 года в Постановлении о взносах на капремонт (Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 169, ч. ч. 4 и 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 ЖК РФ) признал взносы на капитальный ремонт, установленные Жилищным кодексом, законными, соответствующими Конституции РФ, указав, что право собственности включает в себя заботу об общем имуществе и о сохранности многоквартирного дома. Постановление КС РФ имеет прямое действие, не подлежит пересмотру и не может быть обжаловано, то есть взносы на капитальный ремонт придется платить и решение государства по этому поводу окончательное.

В частности, в Постановлении указано, что очередность проведения капитального ремонта в домах должна быть объективной и прозрачной. Жильцы, не согласные с решениями местных органов власти по этому вопросу, могут оспорить эти решения в судебном порядке, что и было сделано заявителем Н.В. Безуглым в Верховном Суде РФ 04.06.2014 (заявитель обратился с требованием об оспаривании Закона Белгородской области от 31.01.2013 "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области", о признании его противоречащим ГК РФ), считая, что он незаконно возлагает на собственников обязанность платить взносы на капитальный ремонт.

Однако Верховный Суд РФ в своем Определении N А-57-АПГ14-2 отказал полностью в данном требовании, в частности указав на то, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Таким образом, оспариваемый Закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт.

На основании вышеизложенного в настоящее время плата за капитальный ремонт является обязательной (ссылки на исключения указаны в ст. 169 ЖК РФ).

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

2. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

2.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, могут направляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива, принятым в соответствии с настоящим Кодексом, уставом товарищества собственников жилья, уставом жилищного кооператива, на формирование фонда капитального ремонта в счет исполнения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и (или) на формирование части фонда капитального ремонта сверх формируемой исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, которая может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)