Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ, который вносит широкомасштабные изменения как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Не обошли стороной новшества и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 401-ФЗ). Закон вносит широкомасштабные коррективы как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Новшества не обошли стороной и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

В данном материале рассмотрены только изменения, затронувшие гл. 26.2 НК РФ, об остальных новшествах расскажем в № 1, 2017.

Традиционные предновогодние изменения налогового законодательства не стали исключением и в 2016 году: 30.11.2016 опубликован Федеральный закон № 401-ФЗ. Законом вносятся поправки, касающиеся как порядка налогового администрирования, так и содержания практически всех глав ч. II НК РФ.

В 2016 году гл. 26.2 НК РФ уже претерпевала существенные коррективы, но, как оказалось, они были не последними в уходящем году.

Федеральный закон № 401-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, но в отношении ряда положений установлены иные сроки начала действия.

Увеличен предельный размер доходов при УСНО.

Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243-ФЗ), который должен вступить в силу с 01.01.2017. Этим законом были утверждены новые критерии применения УСНО с 2017 года:

  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб. Размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 01.01.2020. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1. Таким образом, с 01.01.2017 до 31.12.2020 предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., для целей перехода на УСНО – 90 млн руб.;
  • основных средств для целей применения УСНО увеличена со 100 млн руб. в полтора раза – до 150 млн руб.

К сведению:

С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года – 59,805 млн руб.

Федеральный закон № 401-ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО до 150 млн руб., для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 346.12, п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ.

При этом сказано, что указанные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона № 401-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку данный закон был опубликован 30.11.2016, а новый налоговый период по УСНО начинается с 01.01.2017, получается, что данные нормы вступают в силу с 01.01.2017.

В Информации от 01.09.2016 по вопросу применения новых значений дохода для целей перехода на УСНО с 2017 года представители ФНС разъяснили, что для организаций, переходящих на обозначенный спецрежим с 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн руб. (величина предельного дохода, действующая в 2016 году на момент подачи уведомления (45 млн руб.), x коэффициент-дефлятор, установленный на 2016 год (1,329)).

Если доход организации за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСНО, не превысит 90 млн руб., то такая организация получит право переходить на УСНО, но только с 01.01.2018.

С учетом рассмотренных изменений, если доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн руб., организация вправе будет перейти на УСНО с 01.01.2018.

Показатель

Согласно нормам, действовавшим в 2016 году

Согласно нормам, установленным Федеральным законом № 243-ФЗ

Согласно нормам, установленным Федеральным законом № 401-ФЗ

Размер доходов за девять месяцев для целей перехода на УСНО

45 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора – 59,805 млн руб.)

90 млн руб.

112,5 млн руб.

Предельный размер доходов для целей применения УСНО

60 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора – 79,74 млн руб.)

120 млн руб.

150 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО

100 млн руб.

150 млн руб.

Расходы в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса.

Федеральный закон № 401-ФЗ вносит изменения в пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, в котором определен порядок учета расходов на уплату налогов и сборов. Данные поправки коррелируют с принципиальными новшествами в вопросе уплаты налогов и сборов, которые внесены этим же законом в ст. 45 НК РФ.

Согласно действующему в 2016 году порядку налогоплательщик обязан сам уплатить налоги и сборы. Финансисты настаивали на том, что НК РФ не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика-организацию другой организацией (Письмо от 12.08.2016 № 03-02-07/1/47290).

Много вопросов появлялось у налогоплательщиков в связи с тем, что никто кроме самого налогоплательщика был не вправе исполнить данную обязанность. С 2017 года эта проблема будет решена.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСНО, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральный закон № 401-ФЗ уточняет, что не только иные налоги уплачиваются «упрощенцами» в общем порядке, но и сборы и страховые взносы.

Аналогичные уточнения внесены в п. 3 ст. 346.11 НК РФ, в котором соответствующие положения прописаны для индивидуальных предпринимателей.

Еще одна техническая правка внесена в абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, в котором сказано о том, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

Поскольку с 2017 года администрирование страховых взносов передается налоговым органам, уплачиваться страховые взносы будут не в ПФР или ФСС, а на счета ФНС. Соответственно, в приведенной норме слова «ПФР и ФФОМС» заменены на «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование».

Федеральный закон № 401-ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО с 2017 года до 150 млн руб., соответственно, для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб.

С 2017 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Следовательно, «упрощенцы» смогут учесть в расходах уплаченные налоги и сборы на дату фактической уплаты, когда их уплачивает сам налогоплательщик, и на дату погашения задолженности иному лицу, когда за «упрощенца» уплачивает налоги иное лицо.

Кроме этого, Федеральный закон № 401-ФЗ вносит уточнения в гл. 26.2 НК РФ для «упрощенцев», которые совмещают УСНО со спецрежимом в виде ЕНВД или ПСН.

Подробнее об этих новшествах читайте в статье Н. А. Петровой «УСНО – 2017: новые критерии», № 7, 2016.

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 346.11 НК РФ

Комментируемая ст. 346.11 НК РФ закрепляет общие положения, касающиеся УСН.

УСН применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями и применяется наряду с иными режимами налогообложения. А переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном в порядке.

Сущность УСН и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ действуют в новых редакциях.

Так, п. 2 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривает, что применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по

налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

б) налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов

недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

При этом организации, применяющие УСН, по-прежнему не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Пункт 3 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») предусматривает, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ);

б) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, как и ранее, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Также согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие:

а) порядок ведения кассовых операций. Центральным банком Российской Федерации утверждены Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и Указание от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», которые вступили в силу с 1 июня 2014 г.;

б) порядок представления статистической отчетности. Порядок представления первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета урегулирован в ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@ утверждены формы документов для применения УСН. Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/878@ утвержден Формат представления в налоговый орган документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме.

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со и подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 и пунктом 3 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 и пунктом 3 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Глава 26.2 НК РФ Упрощенная система налогообложения

Комментарии к главе 26.2 Налогового кодекса РФ — Упрощенная система налогообложения

УСН - упрощенная система налогообложения

Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) для физических и юридических лиц позволяет существенно упростить налоговую отчётность с одновременным понижением размеров уплачиваемых налогов. Согласно мнению экспертов, именно упрощенная система налогообложения в 2017 году стала самым популярным форматом осуществления коммерческой деятельности предпринимателей и организаций. Однако стоит учитывать, что такая форма налогообложения имеет свои ограничения, а некоторых случаях является экономически невыгодной схемой. В любом случае, прежде чем перейти на УСН с общей системы налогообложения, ЕНВД или с патента, необходимо взвесить все «за» и «против».

Преимущества упрощенной системы налогообложения

Как гласит Налоговый Кодекс РФ, УСН позволяет консолидировать все налоги в едином платеже, исчисляемом согласно результатам деятельности в конкретном налоговом периоде. Применение упрощенной системы налогообложения сопровождается следующими положительными моментами:

  • возможность выбора из двух вариантов налогообложения «Доходы» и «Доходы, уменьшенные на величину расходов»;
  • отсутствие необходимости ведения бухгалтерской отчётности (только для индивидуальных предпринимателей);
  • более низкие налоговые ставки;
  • возможность вычета из полученного дохода суммы уплаченных страховых взносов (при использовании схемы «Доходы минус расходы»);
  • отсутствие необходимости доказательства обоснованности указанных расходов при камеральных проверках;
  • возможность снижения налоговой ставки региональными законодательными актами;
  • редкость выездных налоговых проверок

Уплата НДС при этой системе налогообложения необходима только в случае ввоза продукции на внутренний рынок РФ. Декларации в рамках упрощённой системы налогообложения подаются юридическими лицами до 31 марта и частными предпринимателями - до 30 апреля.

Разъяснения по УСН

  • для обществ с ограниченной ответственностью все налоговые выплаты должны осуществляться исключительно безналичными расчётами;
  • необходимо документальное подтверждение расходов, вычитаемых из дохода;
  • наличие ограничений на расходы, на которые можно уменьшать базу налогообложение (перечень в ст. 346.16 НК РФ).
  • необходимость ведения бухгалтерского учёта юридические лицами;
  • низкая вероятность официального партнёрства с индивидуальными предпринимателями и организациями, которые являются плательщиками НДС;
  • необходимость своевременной уплаты авансовых платежей согласно данным Книги учёта расходов и доходов;
  • требование ведения кассовых операций согласно пункту 4
  • определённые НК РФ для УСН ограничения:
    - для индивидуальных предпринимателей: количество персонала должно быть менее 100 человек, доход менее 1,5 млн. рублей, остаточная стоимость основных средств менее 150 млн. рублей.
    - для коммерческих организаций (ООО и т.д.): отсутствие филиалов, долевое участие других компаний не более 25%. Для перехода на УСН существует ограничение доходов за последние 9 месяцев деятельности - 112,5 млн. рублей.

И ещё один важный момент – применять УСН не могут организации и предприятия, перечисленные в реестре (3) НК РФ. При переходе на упрощённую систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель обязаны уведомить налоговые органы в установленном порядке и в установленные сроки, определенные в пунктах 1 и 2 .

Упрощенная система налогообложения в 2017 году неизбежно будет продолжать законодательную эволюцию с учётом общественного мнения и судебной практики налоговых споров.

Наряду с общим режимом налогообложения, законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы. Эти спецрежимы предоставляют налогоплательщикам облегченные способы исчисления и уплаты налогов, представления налоговой отчетности. Один из наиболее популярных спецрежимов - упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО или УСО). Упрощенке в Налоговом кодексе посвящена гл. 26.2. УСН . Что это такое простыми словами, и в чем особенности этого налогового режима, расскажем в нашей консультации.

Кто может применять УСН

Не все организации и ИП могут применять УСН. Не имеют права применять упрощенку в 2019 году, в частности:

  • организации, имеющие филиалы;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • организаторы азартных игр;
  • организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме вкладов общественных организаций инвалидов при определенных условиях);
  • организации и ИП, у которых средняя численность работников превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемых основных средств превышает 150 млн. руб.

Полный перечень лиц, которые не могут применять УСН в 2019 году, приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ .

Какие налоги заменяет УСН

Применение упрощенной формы налогообложения для ООО освобождает его в общем случае от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ИП не платит НДФЛ со своих предпринимательских доходов, а также налог на имущество с предпринимательской недвижимости и НДС. В то же время упрощенцы уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Организации на УСН могут признаваться или налогу на прибыль, платят земельный и транспортный налог, а в отдельных случаях и . ИП на упрощенке также должен исполнять обязанности налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, если он нанимает на работу сотрудников, то удерживает и перечисляет НДФЛ с их вознаграждения в порядке, который предусмотрен гл. 23 НК РФ . Также важно разделять предпринимательскую деятельность ИП и его деятельность как обычного гражданина. Например, предпринимательские доходы ИП на УСН не облагаются НДФЛ, но доходы физического лица, не связанные с предпринимательской деятельностью, облагаются НДФЛ в обычном порядке. По общему правилу налог на имущество, транспортный и земельный налоги предприниматель платит как обычное физлицо по уведомлениям из ИФНС. Кроме того, предприниматели и организации на упрощенной системе платят (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В этом и состоит упрощенное налогообложение на УСН.

Основной налог для организаций и ИП на УСН - это собственно «упрощенный» налог.

УСН в 2019 году

Максимальный доход по УСН для организаций и ИП в 2019 году не должен превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В противном случае право на применение системы налогообложения УСН теряется.

По итогам каждого отчетного (квартал) и налогового (год) периода в 2019 году плательщик на УСН должен сравнивать свои доходы с предельным доходом.

Плательщик УСН, у которого в 2019 году превышен предел доходов, перестает быть упрощенцем с 1-го числа квартала, в котором это превышение допущено. Он переходит к уплате налогов по ОСН или ЕНВД, если условия деятельности позволяют применять этот спецрежим. При этом для перехода на ЕНВД необходимо подать в налоговую инспекцию Заявление (утв. Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@ ) в течение пяти рабочих дней с момента начала вмененной деятельности. Если о превышении стало известно позже, чем по истечении пяти дней после окончания квартала, то до подачи Заявления организация или ИП становятся налогоплательщиками на ОСН.

Как считать налог

Налог на упрощенке определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При УСН налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения по упрощенке.

При объекте «доходы» налоговой базой является денежное выражение доходов организации или ИП (п. 1 ст. 346.18 НК РФ)

Если объект налогообложения «доходы минус расходы», то налоговой базой по УСН в данном случае будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Состав расходов, которые упрощенец имеет право учесть на этом спецрежиме, приведен в ст. 346.16 НК РФ . Этот перечень является закрытым.

Важной особенностью признания доходов и расходов на УСН является тот факт, что используется «кассовый» метод. «Кассовый» метод учета доходов упрощенца означает, что его доходы признаются на дату получения денежных средств и иного имущества или погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, и расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Ставки на упрощенке

При УСН процентные ставки налога также зависят от объекта налогообложения (ст. 346.20 НК РФ) и различны для УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы»:

Указанные выше ставки являются максимальными. Законами субъектов РФ ставки УСН «доходы» и «доходы минус расходы» :

При уплате минимального налога упрощенец может уменьшить эту сумму на авансовые платежи по УСН, уже перечисленные в текущем году по итогам отчетных периодов.

КБК при УСН

Плательщики УСН ежеквартально рассчитывают и перечисляют в бюджет авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа следующего за кварталом месяца, а также налог по итогам года не позднее 31 марта (для организаций) и 30 апреля (для ИП). При перечислении налога в платежке в обязательном порядке указывается код бюджетной классификации (КБК) налога по УСН.

КБК для УСН можно найти в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина от 08.06.2018 N 132н). Так, для УСН с объектом налогообложения «доходы» общий КБК на 2019 год 182 1 05 01011 01 0000 110.

Однако при уплате в бюджет необходимо указывать конкретный КБК УСН в зависимости от того, уплачивается ли сам налог, пени по налогу или штраф по УСН. Так, КБК УСН «6 процентов» в 2019 году следующие:

При этом КБК УСН «доходы» в 2019 году для ИП и организаций один и тот же.

Если упрощенец в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то КБК УСН «доходы минус расходы» для ИП и организаций в 2019 году следующие:

Минимальный налог по УСН по ставке 1% от своих доходов упрощенец уплачивает по тем же КБК, что и обычный налог при УСН «доходы минус расходы».

Налоговая декларация при УСН

Срок сдачи налоговой декларации по упрощенке для организаций - не позднее 31 марта следующего года. Для ИП этот срок удлинен: декларация за год должна быть представлена не позднее 30 апреля следующего года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При этом если последний день сдачи декларации приходится на выходной, крайняя дата переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При прекращении деятельности по УСН организация и ИП в течение 15 рабочих дней после даты прекращения подают в свою налоговую инспекцию уведомление об этом с указанием даты прекращения деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Декларация на УСН в таком случае подается не позднее 25-го числа следующего месяца (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если в период применения УСН упрощенец перестал удовлетворять условиям применения этого спецрежима, налоговая декларация по УСН представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором право применения упрощенки было потеряно.

Как ведется бухгалтерский и налоговый учет на УСН

Организация, находящаяся на упрощенке, обязана вести бухгалтерский учет. Упрощенец-предприниматель сам решает, вести ему учет или нет, ведь обязанности такой у него нет (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ ).

ООО на УСН ведет бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ , Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими правовыми актами.

Напомним, что налоговый учет упрощенцы ведут в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (КУДиР) (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н), по «кассовому» методу.

В этом принципиальное отличие подхода к ведению бухгалтерского и налогового учета при УСН. Ведь по общему правилу в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности организации должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от поступления или выплаты денежных средств (метод «начисления»).

Те упрощенцы, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства и не обязаны проходить обязательный аудит, могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Применяя упрощенный бухучет, ООО может сблизить бухгалтерский и налоговый учет, ведь упрощенный порядок дает возможность использовать «кассовый» метод в отражении хозяйственных операций. Особенности ведения бухгалтерского учета по «кассовому» методу можно найти в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Годовая бухгалтерская отчетность упрощенца состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств) (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Те организации и ИП на УСН, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это означает, что в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная на взгляд упрощенца информация (