Как заметил Адам Смит, удивительным явлением в экономике, основанной на частной собственности и свободе сделок, является то, что рыночные цены подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества или нации в целом. Предприниматель, ведомый лишь собственной выгодой, направляется тем не менее «невидимой рукой» рыночных цен к цели (а именно, экономическому благопролучию страны), которая совсем не входила в его намерения.

Многим людям трудно понять закон «невидимой руки», потому что существует естественная тенденция связывать порядок с централизованным планированием. Если стоит задача разумного распределения ресурсов, кажется естественным, что за это должна отвечать какая-нибудь ветвь центральной власти. Закон «невидимой руки» утверждаетает, что это вовсе не обязательно. При частной собственности и свободе обмена цены, заставляя миллионы потребителей, производителей и поставщиков ресурсов делать свой персональный выбор, вместе с тем являются и средством гармонизации их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган. Всего лишь одна-единственная обобщающая цифра -- рыночная цена -- предоставляет производителям полный объем информации, необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства.

Те, кто принимают решения в бизнесе, не нуждаются в центральной власти, которая указывала бы, что и как им производить. Эту функцию выполняют цены. Например, никому не приходится принуждать фермера выращивать пшеницу, уговаривать строителя строить дома, а мебельщика -- делать стулья. Если цены этих и других товаров указывают на то, что потребители оценивают их стоимость хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в погоне за личной выгодой будут их производить.

Нет необходимости также и в том, чтобы центральная власть контролировала производственные методы предприятий. Фермеры, строители, мебельщики и многие другие производители будут добиваться наилучшей комбинации ресурсов и наиболее эффективной организации производства, поскольку более низкие издержки означают более высокие прибыли. В интересах каждого производителя снижать издержки и повышать качество. Конкуренция практически принуждает их к этому. Производителям с высокими издержками будет трудно выжить на рынке. Потребители, стремящиеся тратить свои деньги с наибольшей выгодой, позаботятся об этом.

«Невидимая рука» рыночного процесса работает настолько автоматически, что большинство людей и не задумывается об этом. Они просто принимают как должное, что товары производятся примерно в тех количествах, в каких потребители хотят их приобрести. Длинные очереди, характерные для стран с централизованно планируемой экономикой, практически незнакомы людям, живущим в условиях рыночной экономики. Доступность огромного разнообразия товаров, которое поражает воображение даже современных потребителей, тоже во многом принимается как должное. «Невидимая рука» создает порядок, гармонию и разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало кто понимает его суть, и лишь немногие воздают ему должное. Тем не менее, он является решающим для экономического благосостояния общества.

Рынок -- обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: «Рынок -- это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения». Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения? Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

Рынок -- есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок -- это форма движения общественного продукта и услуг.

П. Самуэльсон определяет рынок как «процесс конкурентных торгов». Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т. д.

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная «толкучка» представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т. д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на «дно» неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка -- это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.

Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика -- это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы -- что, как и для кого производить -- решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.

Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности. На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведенных благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок -- это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.

В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты, рынка. Экономические агенты -- это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.

Домашние хозяйства как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.

Предприятие, или фирма, -- это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага -- это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идет о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объеме и структуре производства формируют предложение на рынке.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т. д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.

Информацию о том, что производить и каким способом, в рыночной экономике предоставляют цены. С их помощью выявляются общественные потребности и ограниченные ресурсы общества направляются туда, где эти ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом.

Что производить? Речь идет, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны, объем произведенных товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещает им затраты на производство и приносит прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить. Потребители «голосуют рублем». Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешевая рабочая сила, то выбирается трудоемкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.

Для кого производить? То есть, как произведенная продукция должна быть распределена между членами общества? В принципе продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за нее рыночную цену. Эти возможности, в свою очередь, определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведенного общественного продукта. Что купит потребитель, зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель.

Таким образом, роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены (1) выявляют общественные потребности, (2) сигнализируют о том, что производить и в каких количествах, (3) передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной, (4) определяют механизм распределения общественного продукта, (5) влияют на масштабы и структуру потребления людей.

Вместе с тем, надо иметь в виду, что процесс возникновения и развития рыночной экономической системы длительный это процесс. В истории экономически развитых стран он занял не одно столетие. В этом историческом процессе развиваются условия, или предпосылки для возникновения и развития рыночной экономики. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственность, нормы которой выработаны человечеством.

1. Фундаментальным условием возникновения и развития рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация. Они повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена.

2. Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо развитие частной собственности на средства производства. Общественное разделение труда и специализация, вызывая обособление производителей, также стимулируют процесс развития частной собственности. Частная собственность является господствующей формой собственности в рыночной экономике. Она выступает в форме индивидуальной частной собственности и корпоративной (акционерной) частной собственности. Вместе с тем, в странах с развитой рыночной экономикой большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность, а также собственность общественных организаций.

3. Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала -- получить больший процент, предприниматели -- большую прибыль, потребители -- приобрести больше за меньшую цену.

4. Для того чтобы рыночная экономика функционировала эффективно, чтобы ресурсы использовались с наибольшей пользой, необходимы свобода выбора и свобода передвижения факторов производства. Эти свободы тесно связаны с частной собственностью. Свобода выбора означает, что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает. Исторически именно поэтому распространение рыночной экономики стало возможным лишь при отмене феодальных ограничений, развитии политической демократии и личной свободы.

5. Условием эффективного функционирования рыночной экономики является также государственное вмешательство в экономику, ее государственное регулирование. Об этом мы будем говорить подробно в последующих разделах учебника. Сейчас же необходимо иметь в виду, что рыночная экономика имеет свои недостатки, и эти недостатки может нейтрализовать, каким-то образом скорректировать государственное регулирование рыночной экономики.

6. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходима нравственность, нормы которой выработаны человечеством. Это такие общечеловеческие ценности, как уважение к человеческой жизни, справедливость, честность, неприятие эксплуатации, деспотизма и авторитарности, свобода нравственного выбора, стремление не причинить вреда любым формам жизни. История показывает, что рыночная экономика, ориентируясь на цены и прибыль, апеллирует к наиболее эгоистичным инстинктам человека, порождает излишнее стремление к расточительному потреблению материальных благ, создает условия для развития эгоизма, эксплуатации и несправедливости в ущерб справедливости и человечности. Особенно это характерно для сиюминутных задач бизнеса. В долгосрочной же перспективе оказывается, что честное и справедливое поведение бизнеса является более эффективным. Многие экономисты, философы, социологи считают, что нравственное поведение и социальная ответственность бизнеса в долгосрочной перспективе совместимы с эффективностью бизнеса. Не случайно то, что в эпоху развития рыночной экономики в странах, достигших высокого уровня жизни, распространилась протестантская этика, которая в значительной степени отвечала задачам эффективного использования ограниченных ресурсов общества.

Рынок выполняет определенные функции:

Выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

Уравновешивает спрос и предложение;

Обеспечивает сбалансированность экономики;

На основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

Это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

Объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:

Неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

Свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

Неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;

Наличием у каждого участника полной информации о рынке;

Стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;

На свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:

Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;

Не создает условий для реализации права на труд;

Не гарантирует полную занятость населения;

Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;

Не защищает среду обитания человека от загрязнения;

Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.

Понятие социальной справедливости

Социальная справедливость -- это совокупность исторически сложившихся представлений о сущности человека, его личном достоинстве и неотъемлемых правах; требование соответствия между реальной значимостью личности, социальной группы, общности и их соц. положением, равенства всех граждан перед законом, гарантий соц. защищенности каждого.

Справедливость -- понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием. Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов). Для иллюстрации такого определения следует рассмотреть его эволюцию, которая происходила параллельно с развитием и формированием в классовом обществе правового и нравственного сознания.

Основы социальной справедливости в их современном понимании нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, других международных документах, а также в законах многих стран. В Республике Беларусь права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны. Белорусское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр соц. гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.

Следование принципу социальной справедливости имеет исключительно важное значение в работе с персоналом любой организации. Уверенность сотрудников в том, что все делается по справедливости, признание приоритетности общих интересов через личный опыт каждого служат источником трудовой активности, воодушевления и делового сотрудничества. Напротив, несправедливость в оценке трудового вклада, непризнание заслуг работника, несоответствие между правами и обязанностями глушат энтузиазм и инициативу, ослабляют соц. взаимодействие, снижают эффективность совместного труда.

Рыночная экономика и социальная справедливость

История экономического развития общества показывает сложную комбинацию между понятиями «экономика» и «социальное равенство». На начальных этапах эволюции хозяйственный прогресс в обществе в значительной мере был связан с резко выраженным неравенством, несправедливостью , давлением одних слоев населения на другие.

Исторически первые крупные шаги в социальной области были предприняты в Западной Европе лишь в конце XIXв. Пионером выступила Германия. По указанию рейхсканцлера О. Бисмарка в 1883, 1884, 1889 гг. введены страхование работников от несчастных случаев, выплаты по болезни, пенсии по старости и инвалидности.

Проявлением тенденции к определенному социальному выравниванию в наиболее развитых странах следует считать формирование во второй половине XX в. Так называемого среднего класса. К данному социальному слою относят ту часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий уровень доходов. Средний класс в Казахстане составляет примерно 70% всего населения.

Таким образом, рыночная экономика по своей природе олицетворяет две противоположные тенденции: формирование имущественного неравенства, с одной стороны, и определенное социальное выравнивание – с другой. По отношению ко второму феномену имеется два объяснения:

1. Рынок по своей природе есть форма компромисса между его участниками. Они – самостоятельны, противостоят друг другу (поскольку имеют противоположные интересы), но в то же время зависят друг от друга. Их интересы могут реализоваться только в результате обоюдного, встречного удовлетворения потребностей.

2. На продвинутой ступени развития, при насыщенности рынка и жесткой конкуренции участники сбыта заинтересованы в высоких доходах потребителей. На начальном этапе, в условиях относительного товарного дефицита, такого интереса у продавцов не было. Конкуренция была на стороне спроса, а не предложения.

В то же время следует учитывать: рынок никогда не дает полного равенства. Обусловлено это следующим:

Персональные участники рынка всегда различаются между собой (по знаниям, умению или способностям);

На продвинутой фазе своего развития рынок, как мы отметили, достигает условий определенного социального равенства. Однако в рамках этого положения продолжается естественное стремление каждого участника к своему личному выигрышу.

Итак, рынок обеспечивает предпосылки для определенного социального равенства.

Методы социальной коррекции рынка. Пробелам рынка, связанным с социальной сферой, общество стремится противопоставить целенаправленные действия. Они заключаются в первую очередь в разработке определенных принципов

(схема 1 ).

Стремление общества к выработке обстоятельных социальных программ не проходило гладко. В целом сложились два варианта данного подхода: эволюционный и радикальный. В ходе исторического развития свою эффективность показал именно эволюционный путь

Схема1

Контрасты социальной политики, осуществляемой эволюционным и радикальными методами, содержали в основе глубинные теоретические расхождения. Если радикализм строился на концепциях марксизма и национал-социализма, то эволюционный путь базировался на теории благосостояния – составном элементе неоклассики.

Исходной задачей в данных теоретических построениях было не столько выявление целевых задач правительства, сколько – определение условий, при которых рыночный процесс распределения (благ, ресурсов, доходов) осуществляется наиболее рациональным образом. Другими словами, речь шла о нахождении критериев, которые могли обеспечить достижение оптимума в использовании ресурсов и благ, что в конечном счете обеспечивало рост благосостояния нации.

Доходы в обществе и социальная обеспеченность

Социальное равенство определяется прежде всего системой доходов. Они представляют собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Доходы являются, как правило, результатом экономической деятельности.

Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни.

Его использование возможно в более узком и более широком смысле. В первом случае понимается потребление материальных благ: продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего – на душу населения).

Более широкое понимание названной категории предполагает выход на такой термин, как «качество жизни» . Данный показатель имеет обобщенный характер. Введение его в научный оборот связано с процессом более зрелого понимания обществом смысла человеческого существования.

Социальная дифференциация: причины, показатели

Доходы населения любого общества всегда дифференцированы. Существует множество факторов, определяющих расхождение в уровнях жизни.

С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночного развития дифференциация неизбежно увеличивается. На зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.

Для измерения степени дифференциации в доходах используют графический показатель, получивший название кривой Лоренца

Данный график представляет собой графическое изображение двуч величин: градации населения на равные группы по численности и распределения доходов между этими группами населения. Методически условно (для простоты и наглядности) в общей совокупности населения выделяют пять групп (каждая при этом составляет 20% от общей численности). Сумма получаемых доходов тоже условно делится на такие же процентные распределении благ данная зависимость выглядит как биссектриса. Однако такая прямая линия – лишь потенциальная возможность.

В реальной жизни доходы никогда не распределяются строго равномерно. Истинная картина распределения графически проявляется в виде прогнутой вниз линии. Эта изогнутость означает, что первые две группы населения (в данном графике группы разделены в зависимости от объема доходов: вначале приведены получающие относительно низкие доходы, затем – доходы среднего уровня и, наконец, - высокооплачиваемые) получают относительно небольшую часть от общей суммы доходов.

Помимо графического показателя принято использовать и цифровой, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% населения, получающих наибольший уровень доходов, и 10% населения с наименьшим уровнем доходов).

Еще один показатель – индекс Джинни. Его задача – отразить степень концентрации доходов.

В качестве примера приведем информацию о характере дифференцирования доходов в Казахстане

Распределение доходов в Республике Казахстан за 2008 год

В 2008 году по сравнению с предыдущим годом доля населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума, уменьшилась до 12,1%, относительно стоимости продовольственной корзины – до 1,2% (в 2007 году составляли соответственно 12,7% и 1,4%). Сокращение доли бедного населения сопровождается снижением глубины и остроты бедности, в 2008 году относительно предыдущего года глубина и острота бедности уменьшились на 0,1 процентных пункта.

Уменьшение в 2008 году коэффициента Джини и коэффициента фондов по сравнению с 2007 годом говорит о некотором снижении дифференциации доходов населения.

Показатели бедности в Республике Казахстан

(в процентах)

Распределение доходов, использованных на потребление,
по 20% (квинтильным) группам населения

Среднемесячный доход на душу населения в интервале, тенге Доля дохода населения по квинтильным группам,
в процентах
первая вторая третья четвертая пятая первая вторая третья четвертая пятая
2007 7057 10371 13592 18110 33491 8,54 12,55 16,45 21,92 40,54
2008 8992 12680 16329 21543 37892 9,23 13,01 16,76 22,11 38,89

Направления социальной политики в развитой рыночной экономике

Необходимость социального баланса. В условиях наличия неравенства доходов перед государством стоит задача: определенное сглаживание этой разницы между слоями общества. В такой направленности заложен социально-экономический смысл. Он имеет два аспекта. Один связан с чисто моральными соображениями (нравственные, духовные, религиозные основы), другой – с прикладной, прагматической стороной жизни. Государству как институциональному органу управления хорошо видно, что успех экономического развития во многом определяется атмосферой социальной удовлетворенности в обществе.

Направления социальной политики. Сложившаяся практика социальной политики в развитых странах выработала несколько типичных направлений.

8-09-2015, 14:42

Другие новости по теме:

    Рассмотрение экономических интересов населения невозможно без выяснения их положения в системе отношений собственности и распределения. Как же действует механизм этих параметров?

    Прогнозирование уровня и качества жизни населения. Характеристика показателей уровня жизни. Социальная дифференциация населения. Демографическая ситуация.

    География бедности Представление о том, что такое бедность, в разных странах может быть очень различным. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Поэтому в целях проведения международных сравнений потребовалось договориться о так называемой

    АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра социологии и управления социальными процессами Контрольная работа Государство Израиль. Социальное обеспечение.

    Дальний Восток, несомненно, продолжает оставаться регионом, стратегически важным для национальных интересов Российской Федерации. В его развитии заинтересованы и наше государство, и наше общество. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке характеризуется устойчивым снижением численности населения, основной причиной которого является миграционный отток в другие регионы страны.

    Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения. Экономическая характеристика Чувашской республики, анализ динамики среднедушевых денежных доходов ее населения и оценка тесноты связи между заработной платой и прожиточным минимумом.

    Характеристика понятия и основных проблем социальной политики. Сущность и основные направления социальной политики. Социальная защита населения. Особенности социальной политики в России. Региональные проблемы социальной политики.

    Определение душевого дохода и методика изучения вопросов распределения членов общества по доходам. Меры расслоения и требования к ним, основные свойства и их применение, соотношение между собой. Примеры распределений и их обоснование, основные типы.

    Причины экономической бедности в России: вялая адаптация национальной экономики к процессам глобализации; неконкурентоспособность целых производств; низкая производительность труда и слабая его организация; дефицит специалистов требуемой квалификации.

    Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни. Государственная политика доходов. Политика занятости. Система социальной защиты. Программы государственной помощи. Проблемы социальной политики в России в ходе реформ.

    Процесс труда как вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена. Тарифная сетка и ставки, рабочее время. Определение уровня жизни по оценке жизненных благ.

    Понятие социальных стандартов и их место в современном цивилизованном обществе. Рассчет индекса развития человеческого потенциала, критерии, влияющие на него. Классификация и виды социальных стандартов. Минимальные соцстандарты в мировой практике.


  • Загидуллина Индира Ильдусовна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский Филиал, Башкирский государственный университет
  • СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ
  • ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ
  • УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ

В данной статье рассматриваются проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации, представлены причины бедности, и ее масштабы в рамках РФ, выявление причин проблемы социальной справедливости в современном российском обществе и пути ее решения.

  • Социально-психологический феномен руководящей деятельности
  • Прожиточный минимум в системе показателей уровня жизни населения

Бедность в Российской Федерации всегда считалась важной задачей, однако и в современной России данная проблема стоит особенно напряженно. На сегодняшний день значительная доля населения существует за чертой бедности, либо на грани «социального дна». По утверждению В. В. Путина 25% жителей России проживают за чертой бедности.

Бедность развивает ограничения для развития экономики, то есть:

  • понижение покупательной способности людей;
  • низкий спрос на товары, продукты, услуги;
  • сокращение внутреннего рынка.

Бедное население (приблизительно тридцать процентов граждан России) не способно накапливать деньги. Накопления жителей абсолютно во всем мире считаются главным источником инвестиций, предоставляя толчок развитию экономики. Бедность не дает возможности привлекать инвестиции и кредиты. Вследствие этого, то что жители никак не могут обеспечить себя материально, увеличивается обоюдное недоверие как среди рыночных агентов, так и между людьми.

Так же бедность снижает качество человеческого капитала. Бедность отражается в состоянии здоровья нации (показатель смертности превышает рождаемость) и на качество образования (человек не всегда может получить достойное образование в тех местах, где проживают). Бедность отрицательно влияет на мотивации к труду и общественной инициативности жителей, в отсутствии которых экономический рост государства не возможен.

В современной Российской Федерации сами бедные именуют три основные причины своей бедности:

  • продолжительная безработица;
  • недостаток государственных пособий по социальному обеспечению;
  • семейные несчастья.

В то же время бедность чаще стала ассоциироваться с пьянством, наркоманией и иными асоциальными формами поведения.

Так же жители России в большинстве своём подтверждают, то что к бедности могут привести обстоятельства, которые не зависят от людей - это может быть болезнью, смертью кормильца и так далее.

Министр экономического развития Максим Орешкин сконцентрировал внимание на всевозможные ограничения человеческих ресурсов, которые формируют проблему бедности. «Бедность считается серьезным ограничением. Это не только социальная проблема, но в том числе и значительная опасность для экономического роста, принимая во внимание, то, что существенная часть малообеспеченных на сегодняшний день у нас это семьи с детьми.

Глава Минэкономразвития сообщил о том, что устанавливает одной из основных задач ведомства прохождение демографических ограничений. «Цель властей сформировать условия для максимально возможной реализации потенциала любого человека, живущего в нашей стране», - заявил министр. Более того, Орешкин полагает, что в настоящее время для России борьба с бедностью значительно важнее решения проблемы неравенства, которая присуща развитым странам.

Рисунок 1. Уровень бедности в России в 2010-2016 гг. (%)

По рис.1 видно, что уровень бедности в Российской Федерации в первом полугодии 2016 года уменьшился на 0,5 %, заявил главный экономист Всемирного банка (ВБ) по России Апурва Санги, представляя очередной доклад по нашему государству. По его словам, этому поспособствовало замедление продовольственной инфляции.

В 2017 и 2018 годах уровень бедности продолжит уменьшаться вследствие замедления инфляции, а так же ускорению увеличения зарплат по мере восстановления экономики, рассчитывают во Всемирном Банке.

Для современной Российской Федерации тема социальной справедливости - весьма серьезная проблема. Так как в обществе, бесспорно, ощущается ее дефицит. И это не только в России, а во всем мире.

В итоге такого видения причин бедности пропадает чётко выраженный подход к бедным как к единой социальной группе, совершается, по сути, «деление» трудности на её отдельные проявления.

В условиях уменьшения общего количества бедных в минувшие года и сокращения части жителей россиян, которые имеют бедных в своём ближайшем окружении, проблема бедности смещается на периферию сознания наших граждан. В этих условиях путь на повышение адресности социальной поддержки, при котором главным аспектом выступает степень нуждаемости, не зависящей от настоящих её причин и индивидуального поведения, приходит в разногласии с жизненным опытом граждан государства, их мировидением, а так же понятием, о том, какими должны быть ценности государственной помощи жителей России.

В Российской Федерации возможность найти интересную и увлекательную работу доступна абсолютно не каждому. Одним из условий, которые лишают человека возможности иметь эту работу, оказалась бедность.

Так, только 16% наших граждан России полагают, то, что отсутствует связь между бедностью занятого населения современной РФ и значительной долей числа бедняков, тех, кто занят неквалифицированной и низкоквалифицированной работой, для которой характерен однообразный, малонасыщенный характер деятельности.

Судьба бедных в современной России - это постоянное соперничество, так же «борьба за выживание», вынуждающая их обращать внимание больше на размер заработной платы, чем на её содержание.

Существенной проблемой современной Российской Федерации считается социальное неравенство в доступе к хорошему рабочему месту. Болезненный подход к данной проблеме российского общества в целом отмечают приблизительно тридцать процентов наших граждан. И это не зависит от того, к какой группе - бедных либо небедных - они относятся.

Плохое состояние на рынке труда, умноженное на явную ограниченность возможностей в области профессионально-трудовой деятельности, всерьёз воздействует на характер опасений и боязней, переживаемых бедными жителями России.

Реальный уровень жизни бедного слоя населения, невзирая на незначительный рост в последнее время их доходов, снизился. При этом (ещё один парадокс) обеспеченность их семейным имуществом увеличилась.

Отчётливо сформулированное желание жить хотя бы «как все» и нежелание принять на себя роль «существующего за чертой бедности» всё больше подталкивает бедных людей страны к демонстративному потреблению.

В отечественных условиях это проявляется, прежде всего, в активном приобретении товаров продолжительного пользования. Для покупки этих формальных и вступивших в моду знаков престижа и благосостояния почти все бедные отвлекают денежные средства от других статей семейных затрат, в том числе продовольствие, и влезают в долги. В результате кредитная нагрузка на небогатые домохозяйства, в том числе и за счёт дорогостоящих банковских кредитов, весьма огромна.

Такая распространённость различного рода задолженностей (в особенности кредитов банкам) в бедных слоях населения за последние годы увеличилась многократно, это дает возможность спрогнозировать неизбежность последующего ухудшения положения бедных людей.

В современной России отсутствует единое понимание социальной справедливости разными социальными группами, однако это не препятствует применять справедливость для оценки своего положения дел в обществе.

Отмечаемая множеством российских жителей несправедливость современного российского общества сочетается с мечтой о ней в грядущем. Получить справедливость россияне хотели бы, в первую очередь, со стороны государства, но оно не справляется с этой проблемой. Это приводит к увеличению протестного потенциала в социуме, но общественные обсуждения о справедливости не проводятся.

Понятие справедливости принадлежит к разряду постоянных спутников человеческого общежития наряду с ценностями человеческой жизни, независимости и достоинства. Людям всегда хотелось не просто жить, а жить достойно, свободно и по справедливости. Тяга людей к справедливости, исследование ее смысла, критериев составляют одну из наиболее важных страниц истории.

В справедливом социальном порядке нуждаются бедные, богатые, так же слабые и сильные, защищенные и незащищенные. В мире должно быть достигнуто компромиссное решение между "справедливостью", которую хотят установить любые социальные классы. В современной России и собственники, и работники, и активные слои, и вынужденные социальные "иждивенцы" нередко определяют структуру сформировавшихся взаимоотношений как несправедливую, а ощущение ущемленности в правах человека порождает общественное напряжение, а так же скрытый конфликт.

Таким образом, в современной российской ситуации для обеспечения социальной справедливости не государство, а сформированное гражданское общество могло бы действительно сохранять основные для существования социума нерыночные ценности и добродетели. Только лишь развитое и влиятельное гражданское общество способно вынудить органы власти решать коллективные и общественные трудности.

Список литературы

  1. Алексеева, Т. А. Справедливость как политическая концепция: Очерк современных западных дискуссий / Т. А. Алексеева. – М.: - 2001. - 317 с.
  2. Бедность и бедные в современной России. Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой, 2014 г. М.: Издательство «Весь Мир» - 304с.
  3. Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, - №3, - 2014г. - с.71-74.

История экономического развития человеческого общества показывает сложную комбинацию между понятиями “экономика” и “социальная справедливость”. На начальных этапах эволюции хозяйственный прогресс в значительной степени был связан в значительной степени с резко выраженным неравенством, несправедливостью, давлением одних слоёв населения на другие.

Проявлением тенденции к определенному социальному выравниванию в наиболее развитых странах следует считать формирование во второй половине ХХ века так называемого среднего класса. К данному социальному слою относят ту часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий доход. В США средний класс составляет примерно 70% населения.

В развитых странах к середине ХХ века сложился не только средний класс, но решен земельный вопрос, обеспечен рост жизненного уровня лиц наёмного труда.

Можно сказать, что рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальной выравнивание. Этому может быть даны два объяснения:

1) Рынок по своей природе есть форма компромисса между его участниками. Они - самостоятельны, противостоят друг другу, так имеют разные экономические интересы, но в то же время зависят друг от друга. Их интересы могут реализовываться только в результате обоюдного, встречного удовлетворения потребностей.

2) На продвинутой ступени развития, при насыщенности рынка и жёсткой конкуренции участники сбыта заинтересованы в высоких доходах потребителей. На начальном этапе, в условиях относительного товарного дефицита такого интереса у продавцов не было. Конкуренция была на стороне спроса, а не предложения.

В то же самое время следует учитывать, что рынок никогда не даёт полного равенства. Это обусловлено следующими моментами:

Персональные участники рынка всегда различаются между собой (по знаниям, умениям или способностям);

На продвинутой фазе своего развития рынок, как мы отметили, достигает условий определенного социального равенства, однако в рамках этого положения продолжается естественное стремление каждого участника к своему личному выигрышу.

Итак, рынок обеспечивает предпосылки для определенного социального равенства, но лишь в определенных пределах.

Пробелам рынка в его социальной роли важно противопоставлять целенаправленные действия, которые заключаются в выработке определенных принципов, или методов социальной коррекции рынка.

Первый принцип связан с необходимостью формирования в обществе правильного понимания фактора свободы, что является элементом цивилизованного мировоззрения.

Второй принцип, связанный с правильным решением социальных проблем, заключается в умелом определении государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой стоит задача найти наиболее достойные компромиссы между социальными интересами.

Стремление общества к выработке обстоятельных социальных программ не проходило гладко. В целом сложились два варианта данного подхода: радикальный (социализм в его национальном и интернациональном вариантах) и эволюционный (социальное маневрирование и социализация экономической жизни). В ходе исторического развития показал свою эффективность именно эволюционный путь.

Социальное равенство определяется прежде всего системой доходов, представляющих собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Доходы, как правило, являются результатом экономической деятельности.

Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни. Его использование возможно как в более узком, так и в более широком смысле. В первом случае понимается потребление материальных благ: продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего на душу населения).

Более широкое понимание названной категории предполагает выход на такой термин, как “качество жизни”. Данный показатель имеет обобщенный характер. Введение его в научный оборот связано с процессом более зрелого понимания обществом смысла человеческого существования.

Качество жизни:

1) уровень потребления материальных благ;

2) социальные условия, окружающие человека в жизни (уровень потребления социальных

В сфере образования;

В сфере культуры;

В сфере здравоохранения;

В сфере отдыха и развлечения;

Степень свободы личности и её самореализация.

Итак, уровень жизни - это степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Это интегральная характеристика, включающая многообразные показатели: фонд потребления на душу населения, реальные доходы, размеры натурального потребления важнейших продуктов, обеспеченность жильём, коммунальными и социальными услугами, транспортом и связью, развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения. По международным норма учитываются: занятость и условия труда, действующие социальные гарантии прав личности, общественные условия её безопасности, показатели здоровья, демографии, экологии, продовольственной обеспеченности и питательной ценности, домашнего имущества,

распространения негативных социально-экономических явлений - инфляции, безработицы, бедности, преступности, дискриминации по любым признакам.

Уровень жизни можно оценивать как в целом по стране, так и по отдельным территориям с учетом национально-исторических особенностей и по отдельным социальным группам - исходя из специфики их положения.

В любом обществе доходы всегда дифференцированы. Существует множество факторов, определяющих расхождение в уровнях жизни. К ним относятся многоотраслевой характер экономики (при котором развитие разных отраслей идет, как правило, неодинаково), персональные различия в образовании, опыте, знаниях, способностях, везении, в обладании имуществом и капиталом.

С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночного развития дифференциация неизбежно увеличивается, на зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.

Для измерения степени дифференциации в доходах, как мы уже отметили, используют: графический показатель, получивший название кривой Лоренца; коэффициент Джини; децильный коэффициент.

Если говорить о России, то данные свидетельствуют о существенно усилившейся дифференциации населения по доходам и материальной обеспеченности до таких масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. По официальным данным, соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных составило на конец 90-х годов от 13:1 до 15:1 (что примерно соответствует подобным показателям США и Великобритании). Однако, по подсчетам некоторых независимых авторитетных аналитиков, это соотношение колеблется в пределах от 25: 1 в целом по стране до 60:1 в Москве .

Общие доходы населения за годы реформ упали в 2,0 - 2,5 раза, а по уровню и параметрам потребления общество отброшено на 20 лет назад. К концу 90-х годов, по данным Мирового банка, Россия и большинство стран бывшего СССР относятся к странам с доходами ниже среднего уровня (до 3 тыс. долл. на душу населения в год) .

Необходимость социального баланса. В условиях неравенства доходов перед государством стоит задача: проводить политику определенного сглаживания этого неравенства между слоями общества. В подобной направленности заложен социально-экономический смысл, который имеет два аспекта: один связан с чисто моральными соображениями (нравственные, духовные, религиозные основы), другой - с прикладной, прагматической стороной жизни. Государству, как институциональному органу управления, хорошо видно, что успех экономического развития во многом определяется атмосферой социальной удовлетворенности в обществе.

Направления социальной политики. Сложившаяся практика социальной политики в развитых странах выработала несколько типичных направлений: это социальное страхование; социальная защита работников; политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика государства.

Определенные факторы предопределяют сложность проведения социальной политики в России. Какие же это факторы?

1. Нельзя забывать о том, что Россия как государство, даже если считать его либеральным, имеет недавнее социалистическое прошлое, когда резкий разрыв между богатыми и бедными не допускался.

Среди российского населения сохраняется выработанная за годы социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограниченной. Шансы существенного улучшения индивидуальных условий жизни всегда оставались скромными. Уровень, качество жизни определялись часто не самим трудом, а, скорее, местом работы (отрасль, ведомство), системой связей, социально-политическим положением.

В настоящее время у российского населения ещё только начинает вырабатываться понимание возможностей принятия самостоятельных решений по улучшению своего социального статуса.

Примером реализации идеи о самопомощи в рамках экономики России могло бы быть предоставление государством возможностей для получения в вузе двух альтернативных специальностей. В условиях изменяющейся конъюнктуры выпускник мог бы самостоятельно искать варианты более выгодного использования полученного образования. Именно такая практика распространена в ФРГ, где студенты не только могут, но и обязаны получить альтернативную специальность.

2. Слабость современного финансового положения России объективно затрудняет решение многих социальных проблем. Кризисное состояние привело к тому, что российское общество условно разделилось на две противоположные группы. Значительная часть социально недовольного населения (недовольство вызвано итогами приватизации, ухудшением материального положения большого числа людей, упадком экономики, проникновением во власть криминальных элементов, разрушением эффективных в прошлом структур в области науки, здравоохранения, производственной демократии и др.) требует от правительства больше средств для социальной поддержки малоимущих. В то время как другая часть общества настойчиво предлагает сократить налоговое давление и поддержать слабое мелкое предпринимательство. К сожалению, обе эти стороны пока не стремятся учитывать взаимные требования, радикализм мышления - традиционная черта российского общества.

3. Социальная политика в России усложняется неотработанностью

политической структуры. Страна потеряла свою относительную социальную общность. Противоборство между политическими течениями, партиями происходит в такой форме, которая нисколько не помогает, сколько мешает решению социальных вопросов.

Парламентская демократия в социально-экономической жизни России проявила себя однобоко: законы и действия исполнительной власти способствовали непомерному обогащению узкой группы олигархической буржуазии за счёт всего народа. Это вызвало недоверие населения к демократически избранной государственной власти, которая к тому поражена вирусом коррупции и злоупотреблений [См.: М.В. Баглай, член-корр. РАН, председатель Конституционного суда РФ. Социальная природа и некоторые проблемы современного российского государства // Вестник РАН. Том.70. №9. 2000. С.771-773].

Одним словом, по разным причинам государственное регулирование экономики в России не помогает превращению её в социально ориентированную. Смысл социального государства пока видится только в назначении и выплате пенсий и пособий, но это примитивное понимание. В других странах, где подобная деятельность осуществляется государством в больших масштабах, обходятся без формулировки “социальное государство”.

В экономической теории существуют четыре точки зрения на проблему социальной справедливости :
1) эгалитарная, т.е. уравнительная, когда все члены общества получают равные блага;
2) роулсианская, принадлежащая американскому ученому Д. Роулсу, который предлагает прежде всего повышать уровень жизни наименее обеспеченных членов общества;
3) утилитарная, берущая начало от И. Бентама, когда максимизируется количество обеспеченных членов общества на основе пропорционального распределения благ в соответствии с различными функциями полезности этих благ;
4) рыночная: при этом считается, что рыночное распределение доходов в соответствии с полученными от факторов производства предельных продуктов как раз и соответствует наибольшей справедливости.

Принципы и критерии социальной справедливости в экономических отношениях

Все эти точки зрения могут также трактоваться как принципы социальной справедливости.
Нам представляется, что перечисленные точки зрения имеют слишком общий, к тому же скорее теоретический характер и не могут принести пользы в практике регулирования экономических отношений. Кажется более правильным для каждой типовой социально-экономической ситуации выработать свои принципы и свои локальные критерии, а затем сформировать стратегию и предложить механизм соблюдения принципов социальной справедливости. Легче всего это сделать, исходя из обратного, т.е. проанализировав типовые ситуации социальной несправедливости, которые наблюдаются в практике хозяйствования. Понятно, что ввиду разнообразия таких ситуаций нарушения социальной справедливости нет и не может быть единого рецепта их разрешения.
С целью комплексного анализа социальной справедливости в экономических отношениях рассмотрим это явление по стадиям воспроизводственного цикла и уровням управления национальной экономикой.
В первую очередь обратимся к анализу проблемы справедливости на стадии распределения ресурсов. Вероятно, наиболее актуальной в настоящее время стала проблема справедливого распределения доходов.
Например, в известных учебниках по экономике выдвинуто такое требование справедливости в ее экономическом аспекте, как необходимость относительного выравнивания доходов людей.
Каждое общество выбирает принципы распределения и перераспределения доходов по-своему, исходя из духовных устоев, национальных традиций и менталитета, выработанных национальных стандартов, формировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны. Так, например, по мнению ряда специалистов, российское общество, впитавшее в себя принципы эгалитаризма, выступающего под видом коллективного начала, в значительной своей части не приемлет как философию индивидуализма, так и рыночные принципы справедливости. Здесь имеются в виду такие имманентные рынку признаки, как допустимость неравенства в распределении, состязательность в конкурентной борьбе с поражением слабейших и пр.
По этой причине на первых этапах перехода крынку население зачастую будет отторгать эти принципы. Проблема неравенства в распределении доходов, ее роль и место при разработке социальной политики государства вновь стали предметом оживленных теоретических дискуссий в западной экономической науке в конце 1970-х — начале 1980-х гг., в период неоконсервативного сдвига в государственном регулировании («рейганомика», «тэтчеризм»).
Более чем 20-летний опыт рыночного хозяйствования в России дает убедительные свидетельства тому, что многочисленные проявления агрессивного и даже криминального индивидуализма в российском бизнесе мало чем отличаются от этих же процессов во всех странах западной демократии. Так что тезис о влиянии мнимого коллективизма российского общества на требования социальной справедливости не выдерживает критики.
На стадии обмена ресурсами проблема социальной справедливости переходит в проблему эквивалентного, т.е. справедливого обмена. Обмен ресурсами помимо традиционных форм купли-продажи (обмен товаров согласно их стоимостного эквивалента — денег) и бартера (обмен товарами в их натуральном виде, в том числе обмен валюты по договорному курсу) может быть осуществлен также в виде обмена услугами, различными видами работ, информацией и нематериальными активами: идеями, человеческими ресурсами, культурного обмена и т.п. Условия и результат обмена ресурсами могут иметь либо соответствующее формальное институциональное оформление (например, в виде договора о поставке продукции, оказании услуги, выполнении работы), либо осуществляться в виде конвенциональной, в частности устной, договоренности между сторонами.
Обмен ресурсами в целом некоторые исследователи предлагают считать справедливым, если в результате его совершения были удовлетворены условия формального или неформального договора. Однако условия договора изначально могут быть неравноправными по отношению к одной из обменивающихся сторон, и таким образом обмен оказывается несправедливым. Поэтому более точно следовало бы считать обмен справедливым в том случае, когда обменивающиеся товары имеют одинаковую стоимость на рынке, на котором был произведен обмен. Но в этом случае могут быть не удовлетворены потребности или интересы обеих или одной из обменивающихся сторон.
Поэтому, на наш взгляд, даже при значительной разнице стоимостных рыночных эквивалентов обмениваемых товаров в качестве критерия справедливости обмена может выступать субъективный критерий удовлетворенности потребностей или интересов сторон. Таким образом, все вышеуказанное доказывает сложный объективно-субъективный характер понятия справедливости при обмене ресурсами.
Что касается стадии потребления, то здесь говорят о необходимости соблюдения социальной справедливости при удовлетворении различных потребностей людей, в том числе материальных и духовных. Для этого предлагается создавать соответствующие условия для нормальной жизнедеятельности, физического, духовного и культурного развития людей, а также равные условия доступа людей к различным благам. Разумеется, равных условий потребления материальных и духовных благ по определению быть не может, но следует всеми возможными способами стремиться к тому, чтобы минимизировать последствия неравенства доступа людей из разных социальных слоев к благам, предоставляемым рынком и обществом.
На стадии производства главным фактором несправедливости ученые марксистской ориентации считали эксплуатацию, которая выражалась в присвоении капиталистом прибавочной стоимости. Кроме того, во внимание необходимо принять тот факт, что социальная справедливость в производстве может определяться еще и условиями труда. Напомним, что сущность эксплуатации была раскрыта в известных работах К. Маркса, посвященных исследованиям природы прибавочной стоимости. Основные пути усиления эксплуатации — это увеличение прибавочного рабочего времени и (или) сокращение необходимого рабочего времени. Эти взгляды Маркса разделяли в свое время все отечественные политические экономисты.
Однако, по нашему мнению, понятие эксплуатации, а следовательно, и социальной справедливости на стадии производства в значительной степени шире и глубже, чем то, которое утвердилось в политической экономии. На самом деле можно выделить несколько разновидностей эксплуатации, если рассматривать это сложное по своей природе социально-экономическое явление на макро- и микроуровнях хозяйственной деятельности.
На микроуровне различные виды эксплуатации выделяются по признаку направленности: традиционная форма эксплуатации в системе «работодатель — наемный работник», эксплуатация работника со стороны коллег по работе, эксплуатация руководителя со стороны подчиненных. На макроуровне это эксплуатация человека со стороны государства и эксплуатация государства со стороны индивида.
Эксплуатация на микроуровне в системе «работодатель — работник» характерна тем, что между работодателем и работником заключается договор, в котором определяются условия труда и его оплаты. Таким образом, уровень эксплуатации характеризуется условиями труда и размерами оплаты в зависимости от сложности выполняемых функций. Отметим, что нормы, ограничивающие эксплуатацию на микроуровне, в действующем российском трудовом законодательстве проработаны далеко не в полной мере. В связи с этим следует напомнить, какой жестокой критике был подвергнут новый Трудовой кодекс РФ. Однако вполне очевидно, что не только работодатель, но и коллеги по работе могут эксплуатировать работника, хотя возможны и такие случаи, когда этот работник эксплуатирует указанных субъектов, например путем получения оплаты за невыполненный им труд. Таким образом, возникают прямые и обратные направления эксплуатации.
Отметим, что возможные формы эксплуатации работников со стороны государства многогранны, поскольку источники эксплуатации в общем случае содержатся в формальной и неформальной институциональной среде экономики. Субъективное ощущение человеком эксплуатации со стороны государства или фирмы может усиливаться в зависимости от множества факторов, обусловливающих неравенство наемных работников. Эти факторы подразделяются на производственно-технологические, экономические, организационно-управленческие, социально-бытовые, социально-психологические, в том числе нравственно-этические факторы. Назовем те из них, которые в наибольшей степени ухудшают условия труда. Это большое расстояние до места работы и трудность доступа до него; климатически и экологически неблагоприятная среда, неудовлетворительное состояние рабочего места; вредные и опасные в употреблении предметы труда (сырье и материалы), несовершенные и неисправные средства труда (оборудование, инструменты); нерациональная технология производства, тяжелый режим рабочего дня, неравномерные нагрузки и постоянные авралы, неблагоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе; наличие непосредственной угрозы со стороны конкурентов; несправедливые условия оплаты труда, когда не установлена объективная прямая взаимосвязь размеров стимула с индивидуальным результатом труда; недопустимые перебои в выплате зарплаты и т.д.
Чтобы разработать нормы и критерии, создать институциональную среду, способствующую соблюдению принципов социальной справедливости, необходимо рассмотреть конкретные формы проявления этих явлений. Легче всего это сделать, исходя из обратного, т.е. если рассмотреть типовые ситуации социальной несправедливости, которые наблюдаются в практике хозяйствования. Отметим, что в литературе отсутствует хоть какая-нибудь систематизация социально-экономических условий и ситуаций, в которых наблюдаются нарушения принципов социальной справедливости в экономических отношениях. Авторы, обращаясь к этой тематике, как правило, ограничиваются лишь перечислением отдельных проблем, относящихся к случаям нарушения принципа социальной справедливости, и не приводят более или менее систематизированного перечня таких условий и ситуаций в сфере экономики. Систематизацию этих условий и ситуаций необходимо провести для выявления всего спектра практических задач в данной области. Однако некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в монографии Л.П. Секисовой сделана попытка рассмотреть ряд проблем в сфере оплаты труда, социальной поддержки незащищенных слоев населения, путей и способов снижения безработицы и увеличения занятости, борьбы с бедностью, в задачах регулирования предпринимательской деятельности.
Понятно, что ввиду разнообразия ситуаций нарушения социальной справедливости нет и не может быть единого рецепта их разрешения. Потому ниже приводятся лишь наиболее типичные условия и ситуации, в которых могут возникать проблемы социальной справедливости в экономических отношениях на всех уровнях национальной экономики: на микро-, мезо- и макроуровне, а следовательно, и повышение угроз социальной безопасности в хозяйственной жизни России.
На микроуровне:
. нарушение социальных гарантий в сфере труда, в том числе законодательно установленной продолжительности рабочего времени, порядка предоставления оплачиваемых отпусков, помехи или ограничения в деятельности профессиональных союзов и иных объединений, создаваемых для защиты интересов трудящихся, и др.;
. неблагоприятные условия труда, не отвечающие принятым нормам;
. теневые системы оплаты труда работников на предприятиях коммерческой сферы;
. низкое качество и различие в уровне социально-бытового обслуживания разных категорий работников на предприятии; нарушения в сфере управления персоналом, в частности дискриминация при найме на работу по возрасту, полу и другим признакам, направление в престижные учебные центры на обучение неперспективных работников; подбор, расстановка и ротация кадров без учета объективных личностно-квалификационных, деловых и нравственных качеств, а по так называемому принципу личной преданности;
. несоответствие оплаты труда, форм и способов материального и морального стимулирования реальным результатам труда и индивидуальному трудовому вкладу работников, в частности значительная дифференциация в размерах доходов руководства и рядовых работников предприятия;
. ущемление экономических и иных интересов одной из сторон при заключении коммерческих сделок;
. дивидендная политика некоторых акционерных предприятий, допускающая нарушение прав акционеров. На мезоуровне (отрасль, регион, крупные объединения): нарушение гарантий по социальной защите экономически активного населения, которые должны обеспечиваться за счет средств бюджетов разного уровня, внебюджетных государственных фондов, фондов социальной поддержки, государственного страхования по безработице, страховых средств работодателей общественных и частных благотворительных фондов; игнорирование реальных финансовых потребностей при распределении из регионального центра всевозможных трансфертов по территориальным образованиям;
. невыполнение норм антимонопольного законодательства, что приводит к получению сверхприбылей за счет создания или сохранения монопольного положения предприятия на региональном рынке;
. несправедливые ставки ряда региональных и местных налогов. На макроуровне.
. принятие федеральных законов, в которых игнорируются общепринятые принципы социальной справедливости, вытекающие из ст. 7 Конституции РФ, согласно которой Россия — социальное государство;
. отсутствие государственной программы по преодолению бедности, в том числе системы социальной профилактики людей, живущих за чертой бедности;
. нарушение принципов справедливого распределения льгот и внедрение системы льгот, игнорирующих экономические интересы отдельных групп льготников;
. нарушение конституционных гарантий общедоступности и бесплатности здравоохранения, недостаточные расходы на развитие физической культуры, образования;
. создание системы пенсионного обеспечения, не учитывающей значимости прошлого трудового вклада пенсионера;
. изменение параметров государственного бюджета под давлением различных лоббирующих политических, ведомственных и финансовых групп;
. необъективное деление регионов на доноров и реципиентов при определении размеров трансфертов выделяемых субъектам РФ;
. использование плоской шкалы налогообложения, что ведет к неадекватной фискальной нагрузке на физических лиц, имеющих различные уровни доходов;
. использование шкалы налогообложения юридических лиц со значительной фискальной нагрузкой, что вызывает уклонение от уплаты налогов и переход к «серой» бухгалтерии и уходу в теневую экономику;
. отсутствие рентных платежей предприятий, занимающихся эксплуатацией природных ресурсов, что приводит к образованию незаработанной сверхприбыли.
На уровне отдельного конкретного индивида перечисленные нарушения принципов социальной справедливости проявляются в наиболее концентрированном виде.
К перечисленным выше социально-экономическим ситуациям, в которых нарушаются принципы социальной справедливости, следовало бы добавить различные формы экономического девиантного, т.е. отклоняющегося от принятых норм, в том числе правовых, поведения. К уголовно наказуемым формам экономического девиантного поведения относятся: растрата, присвоение, хищение, взяточничество, коррупция; лжепредпринимательство; незаконная банковская деятельность и создание фиктивных банковских учреждений; регистрация незаконных сделок с землей; воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; незаконная банковская деятельность; кредитование подставных фирм, ассоциаций и обществ; мошенничество при получении ссуд и погашении кредитов; отмывание преступно нажитых капиталов; сокрытие дохода (прибыли), т.е. неполный учет или не включение в налогооблагаемую базу доходов; подкуп участников и организаторов всевозможный соревнований и конкурсов; неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг и др.
Нужно отметить также, что в зависимости от принятых норм хозяйственного и уголовного права формы девиантного поведения могут быть легализованы и признаны законными. Так случилось с некоторыми формами экономического поведения, которые в условиях плановой экономики социализма законом были зафиксированы как девиантные (например, частное предпринимательство, фарцовка, подпольные производственные цеха и т.п.) и тогда считалось, что этим нарушаются принципы социальной справедливости, свойственные социалистическому хозяйствованию, приводящие к несправедливому обогащению нарушителей советских законов.
Следует указать еще на некоторые формы экономического квази-девиантного поведения, которые не всегда определяются однозначным образом и не являются уголовно наказуемыми, поскольку могут не противоречить принципам социальной справедливости в экономических отношениях. Это, например, целый ряд методов конкурентной борьбы, относящихся к так называемой неценовой конкуренции, включая технологии манипуляции в процессах формирования спроса, мероприятия «черного» пиара, создание незаслуженного либо преувеличенного имиджа, распространение ложной миссии фирмы и пр.
Все перечисленные здесь формы экономического девиантного поведения также можно рассматривать как типовые ситуации нарушения принципов социальной справедливости. Но их подробное рассмотрение явится предметом отдельного исследования. Вырабатывая общий подход к решению проблемы социальной справедливости в экономических отношениях, представляется полезным построить модель каждой из описанных выше социально-экономических ситуаций, задать соответствующие критерии и разработать алгоритмы управления поведением экономических субъектов. Следует подчеркнуть, что в основе таких моделей лежит субъективное понимание социальной справедливости самими людьми, т.е. понятие справедливости в представлении каждого конкретного эмпирического индивида.
Каждый человек субъективно воспринимает, насколько справедливо общество и государство оценивают результаты его прошлой, настоящей и будущей социально-экономической активности и насколько справедливы созданные для него условия жизнедеятельности. Поэтому далее авторами сделана попытка сформулировать принципы и предложить критерии, которые должны быть положены в основу институтов социальной справедливости и механизмов регулирования экономических отношений в России.
Правомерно ли говорить об установлении объективных принципов и критериев социальной справедливости, и каковы в действительности возможности их применения в процессах регулирования и обеспечения социальной справедливости в реальных экономических отношениях? Как было указано выше, человек по своей природе имманентно субъективен и несправедлив. Однако так как нарушения справедливости постоянно касаются и его, то он протестует против несправедливости, и поскольку все (во всяком случае, большинство) люди всегда недовольны чем-то в своих экономических отношениях, то они постоянно стремятся к социальной справедливости. Поэтому, когда выдвигается та или иная концепция социальной справедливости, удовлетворяются общественные потребности различных социальных слоев.
Социальная справедливость является фактором мотивации экономической деятельности и связана с ее эффективностью. Социальная несправедливость, как и социальная справедливость, может как стимулировать, так и дестимулировать продуктивность и качество трудовой деятельности в зависимости от множества ситуационных факторов и психических качеств работника. Но в общем случае для подавляющего большинства людей соблюдение требований справедливости принесет больший эффект, чем их игнорирование.
Субъективный характер рассматриваемых явлений усложняет применение методов количественной оценки социальной справедливости. При поиске меры справедливости следует учитывать и положительный эффект от соблюдения принципов социальной справедливости, и возможный ущерб от нарушений социальной справедливости и от ошибок регулирования этим процессом.

Исходя из практических задач, целесообразно произвести классификацию разновидностей социальной справедливости по территориальному и организационному признакам.
По территориальному признаку меру социальной справедливости можно определить таким образом: по национальной экономике РФ в целом, по экономике субъекта РФ (региональная экономика) и по экономике муниципального образования.
По организационному иерархическому признаку социальную справедливость в экономике можно рассматривать по группе (комплексу) отраслей экономики, отрасли экономики, корпоративной структуре, предприятию, руководителю, отдельному работнику.
Чтобы иметь возможность обеспечить и эффективно регулировать экономические отношения в свете требований социальной справедливости, нужно уметь оценить не только меру социальной справедливости, но и меру восприимчивости объектом воздействий социальной справедливости.