Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

  • повторную выездную проверку в целях контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций - налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Она предполагает более тщательное изучение документов и финансовой отчетности предприятия, а значит выше шанс обнаружения налоговых нарушений. Как осуществляется выездная налоговая проверка 2017, порядок проведения проверки – об этом в нашей статье.

Решение о выездной проверке

Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.

В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.

Место проведения выездной проверки

Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Предупреждать заранее о своем визите налоговики не обязаны, ссылаясь на п. 8 ст. 89 НК РФ, где порядок проведения налоговой проверки ничего не говорит о сроках предъявления налогоплательщику решения, но подчеркивается, что сама проверка начинается со дня, когда вынесено решение о ее назначении, и ведется до составления справки о ее проведении (письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635; письмо ФНС РФ от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936).

Помимо вручения решения о проверке (лично или заказным письмом), проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику свои служебные удостоверения. Если в решении указаны одни сотрудники ИФНС, а проверять пришли другие - это грубое нарушение, и документы о результатах такой проверки незаконны.

Для проведения выездной проверки налогоплательщик должен предоставить проверяющим помещение в своем офисе, а если такой возможности у него нет, порядок проведения налоговой проверки допускает ее прохождение на территории ИФНС, при этом она все равно считается выездной (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок выездной проверки ограничен 2 месяцами, но при необходимости он может продлеваться до 4-х, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В этот период включается проверка самого налогоплательщика вместе с его филиалами и представительствами. Если же проверка проводится только по обособленному подразделению, на нее отводится меньший срок – 1 месяц, но без возможности ее продления (п. 6, 7 ст. 89 НК РФ; п. 2 приложения № 4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Проверку могут приостановить для истребования информации и документов, проведения экспертиз, перевода документов с иностранного на русский язык. Общий срок приостановки не должен превышать 6 месяцев, а если этого времени не хватило для получения нужной информации от иностранных госорганов, допускается его продление еще на 3 месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Учитывая данный порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, максимальная ее продолжительность может составить 15 месяцев.

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Любая выездная проверка проводится по поводу правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, а с 2017 г. еще и страховых взносов. Налогоплательщика или налогового агента могут проверить как по одному, так и по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 89 НК РФ). Причем, проверяемый период не должен превышать 3-х лет, предшествующих году выездной проверки, то есть, в 2017 г. ИФНС может проверять налоги за 2014-2016 годы и истекший период 2017г. (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Порядок назначения налоговых проверок не допускает проверку налога за тот же период более одного раза, кроме случая, когда по итогам выездной проверки подается «уточненка» по уменьшению налога к уплате. При этом повторная проверка возможна только по отношению к изменениям, а незатронутые при корректировке данные проверяться заново не должны (письмо ФНС РФ от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).

Действующий порядок проведения выездной налоговой проверки дает инспекторам право требовать у налогоплательщика документы, связанные с проверяемыми налогами, а он в свою очередь, обязан их предоставить – отказ в предоставлении документов или несоблюдение сроков их представления, является налоговым правонарушением и дает повод проверяющим провести выемку необходимой им документации. Требование передается налогоплательщику под расписку, а документы подаются на проверку в виде заверенных копий. Ознакомление с подлинными документами возможно только на территории налогоплательщика, кроме ситуации, когда выездная проверка проходит в стенах ИФНС (п. 12 ст. 89; п. 1-4 ст. 93 НК РФ).

Проверяющие также могут проводить инвентаризацию имущества, осматривать производственные и прочие, связанные с получением дохода, помещения и территории (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Дата окончания выездной проверки – это дата составления справки по ее результатам , которую налогоплательщик должен получить на руки в тот же день. В течение 2-х месяцев после проверки, налоговики составляют акт и не позднее 5 дней с даты акта вручают его налогоплательщику. При несогласии с фактами, изложенными в акте, ему дается 1 месяц на представление в ИФНС своих возражений (ст. 100 НК РФ).

Таков общий порядок проведения выездной налоговой проверки. Схема действий налоговиков, фактически, включает два основных момента: изучение и анализ документов, а также подведение итогов и составление акта проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки установлен НК РФ и составляет 2 месяца. Кто и в каких случаях наделен полномочиями по изменению указанного срока, что может послужить причиной приостановления или продления проверки — тема настоящей статьи.

Сколько длится выездная налоговая проверка (ВНП)

При проведении выездной налоговой проверки (далее — ВНП) контролирующие органы опираются:

  • на НК РФ;
  • приказ ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ в части используемых форм документов о приостановлении и порядка продления сроков проведения выездной налоговой проверки (далее — приказ № ММВ-7-2/189@);
  • приказ ФНС РФ от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ (далее — приказ № ММ-3-06/281@);
  • письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и др.

Сколько длится выездная налоговая проверка:

  • До 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). При наличии веских оснований продолжительность увеличивается до 4 месяцев. Максимальный срок выездной налоговой проверки может составить 6 месяцев.
  • 6 месяцев при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

В срок проведения выездной налоговой проверки не засчитываются периоды, в которые ВНП не проводилась (была приостановлена).

О сроке налоговых проверок второго вида - камеральных мы рассказываем в статье Срок проведения камеральной налоговой проверки .

Приостановка проверки. Более какого срока не может продолжаться приостановленная проверка

Налоговый орган вправе неоднократно инициировать приостановление ВНП при необходимости совершения действий:

  • по проведению экспертизы;
  • истребованию документов у третьих лиц;
  • переводу иностранных источников;
  • запросу документов по действующим международным договорам РФ.

Данный перечень является закрытым. Суммарная длительность всех приостановок — не более 6 месяцев. На этот период любые действия на территории плательщика налогов прекращаются (п. 9 ст. 89 НК РФ).

При истребовании информации ВНП может быть приостановлена только 1 раз по контрагенту в пределах общего допустимого срока. В случае просрочки получения документов от иностранных государств время приостановления ВНП увеличивается на 3 месяца (т. е. в этом случае может составить 9 месяцев, см. письмо ФНС РФ от 22.09.2017 № СД-4-3/19092@).

Сколько может составить максимальный срок выездной налоговой проверки по ОП

Выездная налоговая проверка не может продолжаться больше 1 месяца, если она проводится для контроля за деятельностью отдельного обособленного подразделения (далее — ОП, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Приказ № ММВ-7-2/189@ разрешает увеличивать продолжительность ВНП предприятий, имеющих ОП.

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки при этом следующий.

Количество ОП

Дополнительные условия

Максимальный срок

  • Налоговая нагрузка ОП не менее 50% от общей по предприятию.
  • И (или) балансовая стоимость имущества ОП не менее 50% от стоимости имущества предприятия

От 4 до 9 включительно

6 месяцев

ВНП может продлеваться и в других случаях.

Каковы причины продления сроков

В приложении 4 к приказу № ММВ-7-2/189@ определено, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок и основания их продления.

В п. 2 приложения 4 перечислены следующие случаи:

  • необходимость дополнительного изучения поступившей информации о нарушении лицом налогового законодательства;
  • форс-мажорные обстоятельства, произошедшие в месте проведения ВНП (стихийные бедствия, случаи уничтожения имущества и др.);
  • осуществление контроля за деятельностью крупнейшего налогоплательщика;
  • проверка предприятия с ОП;
  • нарушение сроков передачи затребованных по п. 3 ст. 93 НК РФ документов и др.

Перечень оснований не является исчерпывающим, допускается продление срока выездной налоговой проверки при сложности производственных процессов, наличии разветвленной хозяйственной структуры, объема изучаемых документов и количества видов деятельности налогоплательщика.

ВАЖНО! При оценке допустимости оснований изменения продолжительности контрольных мероприятий суды учитывают позицию КС РФ , закрепленную в определениях от 16.07.2009 № 985-О-О и от 09.11.2010 1434-О-О, согласно которой понятие «исключительный случай» рассматривается применительно к фактическим обстоятельствам конкретного дела с учетом единообразного правоприменения.

Когда и в течение какого времени проводится повторная ВНП

Законодательством не установлены специальные сроки для повторной ВНП. Из п. 6 ст. 89 НК РФ можно сделать вывод о том, что повторная выездная налоговая проверка проводится в течение 2 месяцев. Срок при наличии исключительных обстоятельств может быть продлен до 4-6 месяцев. Повторная ВНП может быть приостановлена, продлена по основаниям и в порядке, рассмотренным в настоящей статье ранее.

Согласно подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ в ходе повторной ВНП вышестоящий орган проверяет как налогоплательщика, так и подчиненный налоговый орган. В этом выражается ее двуединая природа (см. постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П). Данное обстоятельство послужило причиной возникновения мнения о том, что ее назначение возможно только после вынесения решения нижестоящим органом, проводившим предыдущую проверку. Однако суды его не восприняли.

ВАЖНО! Сложившаяся практика не связывает возможность проведения повторной ВНП с предварительным вынесением решения нижестоящим налоговым органом. Суды считают, что новая проверка может быть назначена и проведена до окончания рассмотрения результатов предыдущей (постановления АС МО от 21.12.2015 по делу № А40-57636/2015, АС ДВО от 23.03.2016 по делу № А80-231/2015).

Какими документами оформляется изменение сроков

Для приостановления/возобновления/продления сроков контрольных мероприятий необходимо составление документов в соответствии с регламентированной формой.

Обоснованное решение об увеличении продолжительности ВНП принимается руководителем УФНС субъекта РФ. Продление сроков проверки, проводимой МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, а также УФНС субъекта РФ, ФНС РФ осуществляется руководителем ФНС РФ.

ВНП приостанавливается и возобновляется руководителем налогового органа, проводящего проверку.

Обоснованность приостановления/продления сроков проверки часто становится предметом судебных споров. Например, обеспечение полноты и всесторонности, необходимость детального исследования отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности не могут быть признаны достаточными основаниями для увеличения срока ВНП (постановление АС СЗО от 11.09.2015 по делу № А21-6006/2014, постановление ФАС ВСО от 31.01.2012 по делу № А19-8432/2011, постановление АС МО от 17.07.2015 по делу № А41-46433/14 и др.).

С какой по какую даты исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Чтобы сопоставить фактические периоды с нормативным определением того, сколько времени может продолжаться выездная налоговая проверка, начало отсчета нужно вести с даты принятия решения о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Общее время рассчитывается как сумма периодов, в течение которых проверяющие могли осуществлять контрольные мероприятия на территории налогоплательщика. В него не включаются периоды приостановления ВНП.

ВАЖНО! Доказательства, запрошенные и полученные по истечении периода проверки, признаются недопустимыми (определение ВАС РФ от 11.02.2010 по делу № А33-6401/2009). Однако лицо обязано исполнить требования налогового органа, полученные в заключительный день ВНП (определение ВС от 13.05.2015 по делу № А41-2322/2014, постановление 9-го ААС от 20.03.2017 по делу № А40-228422/2016).

Относительно последствий выхода за пределы сроков ФНС РФ в письме от 22.09.2017 № СД-4-3/19092@ высказала позицию, согласно которой нарушение срока ВНП не является существенным отклонением, влекущим недействительность изданного по ее результатам решения налогового органа. Но могут быть оспорены полученные таким образом материалы.

Предмет ВНП и ее продолжительность указываются в справке, передаваемой проверяемому лицу в соответствии с п. 15 ст. 89 НК РФ. Проверка заканчивается в день составления справки.

С этого момента прекращаются все контрольные мероприятия, в т. ч. истребование документов, совершение любых действий на территории налогоплательщика (п. 3 письма ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Итак, в соответствии с нормативными требованиями выездная проверка может длиться от 2 до 6 месяцев, в течение которых она может быть приостановлена суммарно до 9 месяцев по основаниям, предусмотренным НК РФ. Проведенные за ее пределами мероприятия налогового органа могут быть оспорены в установленном порядке. Подробно о правилах проведения различных мероприятий в рамках выездной проверки можно узнать в статьях

А точнее сказать, его нарушение, чаще всего вызывает споры. В целом вся деятельность данной отрасли регулируется очень тщательно и конкретно. Однако для того, чтобы осознать всю ее суть, прежде всего необходимо понять, что под данными действиями подразумевает НК РФ.

Что такое налоговая проверка

Контроль государства затрагивает все сферы жизни общества. Уплата налогов - один из основных способов обеспечения бюджета страны, что и объясняет всю значимость данной отрасли. Если говорить о контроле в рассматриваемой сфере, то он распространяется абсолютно на любое лицо, будь оно физическим или юридическим. Все средства, методы и условия его осуществления фиксируются законом, что также подтверждает особое значение и внимание со стороны государства.

Итак, что же такое контроль в конкретной, рассматриваемой сфере? Налоговая проверка - это всегда совокупность определенных действий. Она направлена на определение того, законно или нет осуществляются те или иные исчисления. Субъектом подобной деятельности, соответственно, будет являться исключительно налоговый орган, обладающий большим количеством специальных полномочий в этой сфере.

Классификация

Виды проверок не очень разнообразны, но деление на них довольно существенно. В зависимости от значимости обычно выделяют две классификации налоговых проверок, встречающихся чаще всего. Первый критерий - это частота проверок. Они могут быть как первичные, так и вторичные. То есть из самого названия видов следует, что проверки принципиально отличаются между собой, когда они совершаются в первый раз или же когда это происходит повторно. Собственно, все различие только в порядке и сроках.

Вторая классификация - самая популярная, применяемая постоянно и являющаяся основной: выездная проверка и камеральная. Это контроль, осуществляемый по месту нахождения организации либо в самом налоговом органе соответственно. Чаще всего первый вариант - наиболее масштабный, требующий тщательного изучения всех документов и фактов, а второй является наиболее простым способом контроля над совершаемыми исчислениями граждан.

Налоговый орган и его полномочия

НК РФ считается одним из самых объемных кодифицированных законов Российского государства. Он содержит в себе огромное количество норм, относящихся как к отдельным видам налогов, порядку их уплаты, так и к полномочиям соответствующих органов. Их деятельность регламентируется ничуть не меньше, а порой даже больше, чем действия граждан в данной сфере.

Итак, одним из главных полномочий налогового органа является проведение проверок, контроль над отчислениями граждан. Кроме того, они обязаны четко соблюдать все необходимые регламенты, например, срок проведения выездной налоговой проверки подразумевает пару месяцев работы. Несоблюдение данного правила влечет негативные последствия для соответствующего органа.

Выездная форма проверки

Каждый вид контроля встречается в правоотношениях, связанных с данной сферой, постоянно. Выездная проверка отличается несколькими аспектами от иных подобных видов. Ее особенность - в том, что она полностью поглощает территорию плательщика. Помимо всего прочего, срок проведения выездной налоговой проверки также специфичен по сравнению с другими вариантами контроля.

Итак, как определить рассматриваемое понятие? Выездная проверка - это некая форма контроля, подразумевающая изучение и сравнение всех необходимых первичных документов организации. Важно помнить, что подобные действия осуществляются исключительно по решению руководства и притом только на месте налогоплательщика. Именно эти специфические черты и отличают выездную проверку от иных не менее важных видов.

Определение целей данной деятельности

Какова мотивация государства, когда оно создает такое количество норм для регулирования тех или иных отношений? Разумеется, весь смысл в контроле. Всякое отношение требует правил, иначе все перерастет в неуправляемые действия совершенно разнообразного и, более того, хаотичного характера. Собственно, проверки, в том числе выездные, имеет схожие с государством цели, так как именно им они и выстроены.

Основными целями, которые ставят перед собой налоговые органы, считаются весьма типичные для этой сферы результаты. При выездной проверке происходит выявление нарушений, их предотвращение и устранение. Обычно подобная деятельность осуществляется в случае реорганизации или же вовсе ликвидации юридического лица, а соответственно, целью является также выявление возможных незаконных доходов и удержаний.

Условия осуществления проверки

Любая деятельность требует четкого регламентирования. Налоговые органы имеют немало правил, которые заключены не только в НК РФ, но и в иных актах. Кроме того, существуют и локальные акты, которые определяют весь процесс реализации подобных действий. Итак, что касается функции контроля, а в данном конкретном случае мы рассматриваем порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, безусловно, необходимо несколько условий.

Рассматриваемая форма контроля специфична по всем пунктам, в том числе в вопросе ее осуществления. Первое, что необходимо для выездной проверки, - согласие руководителя налогового органа. Без его решения осуществлять подобные действия невозможно. Кроме того, всегда важно помнить, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать установленных пределов.

Еще одним условием для проведения данной проверки является положение организации, на которую направлены эти действия. Выездная форма контроля реализуется только тогда, когда происходит ликвидация, то есть упразднение, юридического лица, или же изменение его ОПФ, то есть реорганизация. Это важный аспект, так как именно на этом этапе особенно значимым является выявление возможных нарушений, а также скрытых доходов и неуплаченных налогов.

Порядок проверки

Все необходимое фиксирует в себе Налоговый кодекс РФ. Он детально и точно объясняет, какие действия следуют друг за другом, чтобы впоследствии результаты осуществленного контроля не потеряли своей значимости. Налоговым органам остается лишь придерживаться установленных правил, которые гласят, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок, какие оговорки и ограничения существуют.

Итак, если говорить о порядке проведения проверки, то он прост. После того как получено разрешение руководителя налогового органа, в организацию направляется как минимум два инспектора. Обычно большее их количество не требуется. Они на протяжении необходимого времени, но при этом не превышая срок проведения выездной налоговой проверки, исследуют и сравнивают все необходимые бумаги.

Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок

Порядок любой деятельности всегда регламентирован. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется после ее назначения. Как было сказано выше, разрешение руководства - начальный этап, а значит, оно и является точкой отсчета дней, отведенных на реализацию функции контроля. Налоговый кодекс РФ фиксирует в себе несколько сроков. Минимальный из них составляет два месяца - это общий срок проведения выездной налоговой проверки. Однако это не значит, что органы ограничены только этими днями.

Закон подразумевает возможность увеличить данный период времени. Разумеется, это требует особого разрешения. Этот вопрос отходит на рассмотрение органа власти, который осуществляет надзор в данной сфере, а именно - к налоговому органу. В каждом конкретном случае основания и порядок для этого рассматриваются отдельно.

Верхние временные пределы

То, каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки, фиксирует только НК РФ. Как и во многих источниках права, вариант увлечения периода времени для более эффективной деятельности органов власти весьма популярен и абсолютно приемлем. Однако закон при этом не дает возможности осуществлять такую деятельность, как налоговый контроль, на протяжении любого времени.

Статья 89 кодекса помимо минимального, или, иными словами, общего, определяет еще и максимальный срок проведения выездной налоговой проверки. Закон закрепляет период времени в шесть месяцев. Конечно, теоретически, а в итоге и на практике, встречаются разные случаи, но данное правило считается ключевым, его нарушение влечет последствия для налогового органа.

Согласно нормам кодифицированного акта, срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать установленной верхней границы в полгода. Этого времени, по мнению законодателей, достаточно для полного и тщательного контроля, при этом необходимо понимать, что подобное увлечение времени работы допускается и применяется не всегда. Нет оснований полагать, что любая просьба о продлении сроков будет удовлетворена, а значит, ориентир должен быть на минимальный период времени.

Основания для продления сроков проверки

Как уже было сказано, Налоговый кодекс допускает увеличение времени, в течение которого соответствующие органы будут осуществлять необходимые действия по контролю в сфере налогов и сборов. Закон устанавливает срок в два месяца, четыре и шесть. Последние два варианта - исключения, без должных на то оснований не применяемые на практике. Итак, несмотря на факт того, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет шестьдесят дней, следует обратить внимание и на иные варианты.

Время, уделяемое контролю со стороны налоговых органов, зависит о того, насколько крупная организация, есть ли нарушение законодательства со стороны налогоплательщика, и, конечно, присутствуют ли обстоятельства из категории форс-мажорных. В случае если есть условия, подходящие хотя бы к одной из перечисленных категорий, срок проведения выездной налоговой проверки вполне может увеличиваться по распоряжению главы соответствующего органа.

Порядок продления

Любое изменение хода той или иной работы налоговых органов требует особого внимания. Изменение сроков означает изменение порядка, так как весь план действий должен быть полностью пересмотрен под новые принятые положения. Итак, для продления времени проверки необходимо разрешение, как и для осуществления такой деятельности в целом. Но кто дает на это право?

Как известно, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется с того момента, как было получено разрешение руководителем соответствующего органа. Когда время реализации контрольных функций требует продления, смысл действий тот же, за исключением того момента, что согласие дает иной субъект. В случаях продления сроков участвует в принятии решений либо Управление налоговой службы, либо вовсе ФНС России.

Что входит в срок выездной налоговой проверки

Особенность данной формы контроля документооборота налогоплательщиков - в том, что она осуществляется исключительно на территории организаций, ставших объектом подобных действий. Итак, за счет того, что сотрудники налогового органа осуществляют контроль на территории налогоплательщика, все действия, совершаемые ими, будут в совокупности давать именно выездную проверку, когда они осуществлены в организации. Все, что происходит за ее пределами, даже если реализуется инспекторами, не будет входить в рассматриваемый срок.

Если же говорить о каких-то конкретных действиях, то налоговая проверка включает в себя три самых распространенных, которые помогают собрать все необходимые сведения. Это осмотр всех помещений и территорий организации, истребование и исследование документов, имеющих отношения к налоговой сфере, и проведение инвентаризации, что также в итоге может указать на нарушение законодательства.

Значение выездной налоговой проверки

Федеральные органы власти контролируют каждую сферу деятельности всего общества. Налоги и сборы не обделены вниманием. Вопрос о регулировании данного направления всегда стоял практически на первых местах. Что касается контроля со стороны налоговых органов, он не менее важен, как и регулирование законом. Все это взаимосвязано, так как кодекс дает теорию, а УФНС России, а нередко и Федеральный орган, реализуют ее на практике. Выездные налоговые проверки - одни из самых распространенных, так как считаются наиболее эффективными в борьбе с нарушением законодательства, и сокрытием доходов.

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах и .

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: .

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале .

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал .

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале .

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.