О соляном бунте вкратце

Solyanoj bunt 1648

В истории Москвы было немало восстаний, поэтому каждое из них имеет собственное название. Так, одним из знаковых восстаний XVII века в Московском княжестве стал так называемый Соляной бунт, кратко описывая его причину, достаточно будет сказать, что боярин Борис Морозов необоснованно повысил налоги на соль. Однако недовольство в московском обществе назревало и до этого, вызванное самоуправством государственных чиновников, наглость которых порой доходила до немыслимых пределов.

Поэтому Морозов, не имея возможности напрямую повысить налоги, стал требовать деньги за использование бытовых товаров. Под раздачу попала и соль, стоимость которой подорожала с пяти копеек за пуд до двух гривен, а ведь именно соль была основным средством для консервации в те времена. Таким образом, именно подорожание соли стало тем спусковым крючком, из-за которого недовольство граждан, не в пример современным, вылилось в реальные действия, пошатнувшие власть.

Бунт начался 28 июня 1648 года. Поначалу народ пытался обращаться напрямую к царю, требуя изменений в законах, однако боярин Морозов решил действовать жестко, приказав стрельцам толпу разогнать. Это вылилось в конфликт, в результате которого часть стрельцов пострадала. Ворвавшись в Кремль, толпа также не добилась изменений, после чего в столице «учинилась большая смута». Бояр отлавливали по всему городу, их имения громились, а самих их убивали. Когда на сторону восставших перешла часть стрельцов, положение стало критическим - царю пришлось выдать толпе главных виновников повышения цен на соль, а также других людей, в которых народ видел своих врагов. Примечательно, что доверие к царю при этом не терялось.

В результате соляного бунта, царь Алексей Михайлович получил большую самостоятельность, была реформирована судебная система в Московском княжестве, а Морозов был отправлен в ссылку. Царю удалось успокоить народ, выполнив его требования, однако беспорядки наблюдались по всему княжеству вплоть до 1649 года.

Причины бунта

Историками называется сразу несколько причин, вследствие которых начался Соляной бунт 1648-ого года. Во-первых, это недовольство проводимой тогдашним правительством политикой, которое было направлено в основном на боярина Морозова, имеющего большое влияние на царя, к тому же являющегося его воспитателем, а затем и свояком. Непродуманность в руководстве государством, возрастающая с каждым днем коррупция, а также тяжелое экономическое и социальное состояние привели к непосильному росту налогов. Морозов, чувствуя растущее недовольство, решил заменить прямые сборы, которые взимались непосредственно, на косвенные - заложенные в цене товаров. И для компенсации потерь от сокращения прямого налога были значительно увеличены цены на самые затребованные у населения товары, например, на соль, цена на которую возросла от пяти копеек до двадцати. Соль, из-за которой, собственно, и возник Соляной бунт, на Руси издавна считается одним из жизненно необходимых продуктов. Именно она обеспечивала в то время сохранность пищи на длительное время, таким образом помогая экономить деньги и преодолевать неурожайные годы. Из-за увеличения цены на соль самый бедный слой народа - крестьяне - оказался в очень тяжелом состоянии, а наряду с ними были ущемлены и интересы купечества, поскольку издержки и цена на товары поднялись, а спрос упал. Пытаясь как-то смягчить народное недовольство, Морозов за год до того как произошел Соляной бунт, принял решение об отмене налога на конкретно этот продукт питания, поменяв снова косвенный сбор на прямой. Другой причиной было ограничение торговли для многих заведений, а также задерживаемая чиновничья зарплата.

Хронология бунта

Соляной бунт начался первого июня 1648-го, после неудачной делегации к царю для передачи ему челобитной. В тот день Алексей Михайлович возвращался в столицу из Троицо-Сергиева и был на Сретенке встречен толпой москвичей. Однако Морозов дал приказ стрельцам разогнать народ. Но горожане уже не успокаивались: на следующий день они повторили попытку передачи прошения уже в Кремле, но бояре разорвали документ и швырнули в толпу. Чаша терпения переполнилась, и начался Соляной бунт, причины которого были в нарастании налогового гнета. В городе начались беспорядки: в огне пылали Китай- и Белый город, по улицам бегали разъяренные граждане, которые искали Морозова, а также инициатора «соляного сбора» Чистого и руководителя земского приказа, которые укрывались в Кремле. Толпа громила все вокруг, убивая «изменников». В тот же день на сторону бастующих перешла и значительная часть стрельцов. Восставшие ворвались в Кремль, требуя выдать им виновников «налога на соль». Чистой был убит, а начальника земского приказа царь выдал толпе, которая его растерзала. Боярина Морозова государь отстранил от власти и через десять дней отправил в ссылку в монастырь. Не принимающие участия в восстании представители дворянского сословия, воспользовавшись движением, которое создал в народе Соляной бунт, требовали созыва Земского собора. Волнения перебросились на Курск, Козлов, Сольвычегодск и т. д. Продолжались они вплоть до февраля следующего года.

Итоги

Царю пришлось пойти на уступки. Соляной бунт не прошел даром. Было отменено непомерное взыскание недоимок, кроме того, для принятия нового Уложения был созван Собор. Впервые за долгие годы государю Алексею Михайловичу пришлось самому решать политические проблемы. Указ об отсрочке недоимок внес успокоение в ряды бунтующих. Стрельцам было положено двойное жалованье и хлебные пайки. Тем самым царь внес в ряды восставших определенный раскол. Впоследствии самые активные участники и те, кем был возглавлен Соляной бунт, были репрессированы и казнены.

1 июня 7156 года "от сотворения мира" (11 июня 1648 года по Григорианскому календарю) в Москве начался "соляной бунт" - народные волнения, вызванные увеличением "тягла", связанного с ростом налога на соль [по другим данным эти события начались 2 июня или 25 мая].

Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В рассматриваемый период времени налогообложение городского населения существовало в форме "тягла" - комплекса денежных и натуральных повинностей, который исполняло посадское население. Между тем в городах бок о бок с "тяглым" посадским населением жили ремесленники и торговцы из белых слобод, называвшихся так потому, что они были обелены, или освобождены от тягла. Белые слободы принадлежали крупным духовным и светским феодалам. Население белых слобод являлось зависимым от своих феодалов, но его материальное положение было лучшим, чем у свободных людей. Отсюда наблюдалось стремление посадских обменять свою тяжелую свободу на сравнительно легкую зависимость путем закабаления за сильными вельможами. Дошло до того, что в некоторых городах население белых слобод сравнялось с населением посадов. Таким образом подати выплачивало все меньше и меньше налогоплательщиков, а тягло, падавшее на каждого из них, естественно, возрастало.

Вскоре властям стала очевидной бессмысленность дальнейшего увеличение прямых налогов ввиду сокращения и подрыва платежеспособности тяглого населения. Официальные документы того времени откровенно признают, что сбор стрелецких и ямских денег шел крайне неровно из-за массового уклонения посадских людей: "иные и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избылых".

Назарий Чистой, бывший гость, ставший думным дьяком, предложил по примеру западноевропейских стран сделать основной упор на косвенные налоги. В 1646 г. некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль - с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли являлась государственной монополией, Чистой уверял, что соляной налог обогатит казну. На деле вышло обратное, так как покупатели до предела сократили потребление соли. Более того, соляной налог привел к непредсказуемым последствиям: на Волге из-за дороговизны соли гнили тысячи пудов рыбы, которой простой народ питался во время поста.

В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа усиливалось злоупотреблениями царских приближенных: воспитателя царя боярина Морозова, царского тестя князя И.Д.Милославского, окольничего Л.С. Плещеева, начальника Пушкарского приказа Траханиотова.

Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г. Простое население Москвы несколько раз пыталось подать челобитную на царских приближенных, однако челобитные не принимались, что подвигло недовольных на более решительные действия.

1 июня 1648 г., когда царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, толпа остановила его экипаж и потребовала отставить Л.С. Плещеева. Царь обещал, и народ уже стал расходиться, как вдруг несколько придворных из числа сторонников Плещеева ударили несколько человек нагайками. Рассвирепевшая толпа обрушила на них град камней и ворвалась в Кремль. Чтобы остановить мятеж, Плещеев был выдан на казнь, но толпа вырвала его из рук палача и убила. Бежавшего Траханиотова поймали и казнили. Когда убивали дьяка Назария Чистого, толпа приговаривала: "Вот тебе, изменник, за соль". Был разграблен дом гостя Шорина, которого обвиняли в повышении цены на соль. В довершение несчастий в Москве начался страшный пожар.

Стрельцы, которым долго задерживали жалование, перешли на сторону восставших, что придало бунту особенный размах. Верным правительству остался лишь отряд служивых иностранцев, двинувшийся на защиту царского дворца с распущенными знаменами и барабанным боем. Под прикрытием немцев начались переговоры со взбунтовавшимися.

Большинство царских приближенных, чьи головы требовала толпа, были выданы на расправу. Царь объявил народу, что жалеет о бесчинствах Плещеева и Траханиотова. С большим трудом удалось спасти боярина Морозова. Царь слезно просил толпу: «Я обещал выдать вам Морозова и должен признаться, что не могу его совершенно оправдать, но не могу решиться и осудить его: это человек мне дорогой, муж сестры царицыной, и выдать его на смерть будет мне очень тяжко». Морозова отправили в безопасное место, в почетную ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, причем царю пришлось дать обещание, что он никогда не возвратит боярина в Москву.

Царь приказал угостить стрельцов вином и медом, им было выдано повышенное жалование. Царский тесть Милославский зазвал на пир выборных от черных сотен и угощал их несколько дней сряду. Были заменены судьи во всех важнейших приказах. По царскому указу были освобождены от правежа недоимщики. Алексей Михайлович обещал также понизить цену на соль.

Вслед за Москвой волнения произошли в Козлове, Владимире, Ельце, Болхове, Чугуеве. Главным последствием городских восстаний стала посадская реформа и принятие Соборного Уложения 1649 г.

Бунт – это исторически сложившаяся в России форма активного протеста. XVII век запомнился современникам как "бунташный" век. Из истории известно, что в самом начале XVII века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606-1607 гг., когда во главе восставших - крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил власти подавили это массовое народное движение. За ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы, соляной бунт 1648 года, восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); "медный" бунт (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

Отметим итоги "соляного" бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему - принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции. Выделим и то, что во время "соляного" бунта "чернью" было разгромлено около семидесяти дворов особо ненавистных дворян. Одного из бояр, Назария Чистого, инициатора введения огромного налога на соль, бунтовщики изрубили на куски. Бунтовщики потребовали наказать виновных. Одного из них, Плещеева, казнили на Красной площади и выдали его голову толпе.

Погром – это частная форма бунта. Не ударяясь в исторические изыски, отметим, что трагические события 2006 в Кондопоге были презентованы рядом российских СМИ в формате "погром". "Газета.ру" со ссылкой на центр "Сова" сообщила, что "в ночь с 1 на 2 сентября 2006 года в городе Кондопоге начались кавказские погромы. 29 августа в массовой драке в городе погибли три (по другим сведениям - четыре) человека. На 2 сентября местные запланировали митинг, но в ночь накануне митинга в городе вспыхнули беспорядки. Возможно, в них приняли участие и лидеры, и активисты ДПНИ, прибывшие накануне из нескольких городов в Кондопогу. Очевидцы сообщают как минимум о 8 кавказцах, пострадавших во время погромов. Сообщается о целой серии инцидентов, наиболее крупным из которых стала попытка разгрома кафе "Чайка", возле которого произошла массовая драка. Погромщики (по некоторым данным, около 70 человек, по другим – больше сотни), вооруженные камнями и бутылками с зажигательной смесью атаковали кафе, а также вступили в драку с прибывшим ОМОНом". Подобное позиционирование бросает своеобразную тень на все известные погромы в истории нашей страны. Отметим, что главным итогом событий в Кондопоге стало фактическое сворачивание борьбы с "русским" фашизмом, которое грозило усилиями партии "Единая Россия" и ЛДПР Жириновского перерасти в государственную идеологию. Широкий круг экспертов убежден в том, что события в Кондопоге остаются символом грядущего русского бунта, бессмысленного и беспощадного.

В одной из редакционных статей на ФОРУМ.мск можно было прочесть следующее: "Советская школа из поколения в поколение передает восхваление террористов... Это семена будущего русского бунта, бессмысленного и беспощадного. И спровоцируют бунт сами нувориши, которые кичатся своим привилегированным положением. Они позволяют себе беспредельничать на дорогах, демонстративно унижают тех, кто ниже по статусу. Они берут пример с высшей власти: когда сразу четыре министра правительства Зубкова, начиная с него самого, являются близкими родственниками, вопреки прямому законодательному запрету - это показывает всем, что элита окончательно отгородилась от народа, и живет по двойным стандартам". И с данным высказыванием можно согласиться.

Из истории СССР понятию бунт в наибольшей степени соответствуют события в Новочеркасске. Новочеркасский расстрел - название событий, произошедших после демонстрации рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и других горожан 1-2 июня 1962 года в Новочеркасске, вызванной ростом цен на продукты повседневного спроса и снижением расценок на труд. Что общего между событиями в Кондопоге 2006 года и событиями в Новочеркасске 2006 года? Общее – провокация, вызывающая естественное возмущение, бездействие или неспособность властей удержать ситуацию под контролем и разгул народной стихии.

Обычно к слову "бунт" принято прибавлять пушкинские слова "бессмысленный и беспощадный". Эпиграфом к данной работе приведены слова Пушкина из чернового варианта "Капитанской дочки", не вошедшие в окончательный вариант, но они более точно раскрывают смысл бунта.

В слове "бессмысленный" есть своя справедливость, так как бунт не ставит перед собой никаких особых целей. Именно поэтому в век политтехнологий бунт становится проектом. Сегодня достаточно широкий круг российских экспертов убежден в том, что дестабилизация общественно-политической ситуации в России пойдет по линии русского бунта. "Новый Новочеркасск" начала ХХI века произойдет по следующей схеме: неадекватность мелкопоместных олигархов, помноженная на традиционное бездействие властей, плюс четко спланированная провокация – и народный "коктейль Молотова" готов. А подавление бунта и многочисленные человеческие жертвы – это залог того, что российских режим будет позиционироваться на Западе как "кровавый".

Соляной бунт 1648 г. - московское восстание посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей. Было вызвано недовольством «тяглого» населения заменой различных прямых налогов единым налогом на соль, которая подорожала в несколько раз. Восставшие подожгли Белый город и Китай-город, громили дворы ненавистных бояр. С огромным трудом восстание было подавлено.

Соляной бунт был одним из многочисленных городских восстаний в России середины XVII в., которые за двадцать лет (1630-1650) в 30 русских городах (Новгород, Великий Устюг, Псков, Воронеж, сибирские города) привели к созыву Земского собора, принявшего Соборное уложение 1649 г.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 484.

Марксистский комментарий

Московское восстание 1648 года («Соляной бунт») было вызвано резким ухудшением социально-экономического положения горожан, крестьян и служилых людей. В 1646 пр-во ввело крайне обременительный для трудового люда косвенный налог на соль. В 1646-1648 годы с широким применением насильственных мер взыскивались недоимки по государственным налогам за многие годы, а также не доборы по соляной пошлине (несмотря на её отмену в 1647). Продолжало увеличиваться частно-феодальное землевладение в городах, против которого вела упорную борьбу основная масса горожан. Первый этап Московского восстания начался 1 июня с попытки подать царю (при его возвращении в Москву из Троице-Сергиева монастыря) челобитную на злоупотребления и насилия ряда ведущих деятелей правительства. После неудачной попытки переговоров с царём (восставшие настаивали на наказании всей правящей верхушки и удовлетворении других требований) многотысячная толпа повстанцев ворвалась вслед за царским поездом в Кремль Московский (при возвращении «крестного хода» с участием царя из Сретенского монастыря). Стрельцы отказались подчиняться пр-ву и примкнули к восстанию. Начался погром дворов виднейших деятелей пр-ва, бояр, дворян и гостей, продолжавшийся по 5 июня (по некоторым источникам, было разгромлено св. 70 дворов). 4-5 июня в восстании активно участвовали солдаты полка А. Лазарева, к-рые совместно с группой повстанцев пытались захватить оружие и боеприпасы. Действия восставших имели сравнительно организ. характер. Под давлением повстанцев пр-во было вынуждено выдать 3 июня Л. С. Плещеева (главу Земского приказа, управлявшего Москвой), а 5 июня - П. Т. Траханиотова (главу Пушкарского приказа), к-рые были казнены восставшими. Повстанцы настаивали на выдаче Б. И. Морозова, к-рый после неудачной попытки бежать скрывался в царских покоях. Однако через неск. дней ситуация стала меняться. Сильные пожары в городе, прекращение восстания стрельцами (им с 6 июня срочно выдали задержанное жалованье и Обещали повысить его) привели к постепенному затуханию открытой борьбы. Инициативу в движении перехватили провинциальное дворянство, крупные купцы и верхи посада. На собрании 10 июня они приняли челобитную с узкосословными пожеланиями: об отмене срока сыска беглых крестьян; о ликвидации частнофеод. владений в городах, выдаче денежного жалованья дворянам и увеличении его ставок, упорядочении испомещения дворян (передачи поместий царём за воен. и гос. службу); реформе законодательства и судопроизводства и пр. В отличие от антифеод, лозунгов и действий повстанцев эта программа в основном была направлена на усиление крепостничества. Первый этап М. в. 1648 закончился 10-12 июня: Б. Морозов был сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь, а к власти пришла враждебная ему боярская группировка во главе с кн. Я. К. Черкасским и Н. И. Романовым, к-рая приступила к раздаче дворянству денег и земель и пошла на удовлетворение отд. требований повстанцев (по указу от 12 июня вводилась отсрочка в уплате недоимок). Второй этап М. в. (июнь-август 1648) характеризовался отд. вспышками, открытой классовой борьбой в столице (выступление холопов 27 июня), массовыми восстаниями во многих сев., юж. и сиб. городах. Острой социальной борьбой сопровождалась подготовка к проведению Земского собора. На его заседании 16 июля было принято решение о созыве нового собора 1 сент. и подготовке «Соборного уложения». На третьем этапе М. в. (сент.- нояб. 1648) в рамках деятельности Земского собора большую активность проявляли дворянство и верхи купечества, стремившиеся удовлетворить свои сословные требования. Царь сумел добиться возвращения Морозова к власти. Его пр-во перешло к более широким репрессиям против участников июньских событий, что вновь вызвало брожение в столице. Четвёртый этап М. в. (дек. 1648- янв. 1649) характеризовался обострением классовых противоречий и грозил новой вспышкой вооруж. выступлений в столице городских низов и стрельцов. Однако пр-во рядом мер (гл. обр. карательных) сумело их предупредить. В конце января было завершено «Соборное уложение», удовлетворившее осн. интересы дворянства, верхушки купечества и отд. требования широких кругов горожан.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.

ПО ЛЕТОПИСНОМУ РАССКАЗУ

156-го (1648 г.) июня в 2 день праздновали Стретению чюдотворныя иконы Владимирския, потому что было майя 21 число царя Константина и матери его Елены в самый праздник в Троицын день. А государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии был втепоры у праздника у живоначальные Троицы в Сергиеве монастыре и с царицею, а без себя государь праздновати Владимирской иконы не велел, а от Троицы государь пришел июня в 1 день. И на праздник Стретения чюдотворныя иконы Владимирские было смятение в мире, били челом всею землею государю на земсково судью на Левонтья Степанова сына Плещеева, что от ново в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по ево Левонтьеву наученью от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле ево Левонтья не выдал.

И того ж дни возмутились миром на ево Левонтьевых заступников, на боярина и государева царева дятку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничево на Петра Тиханова сына Траханиотова, да на думново дьяка на Назарья Иванова сына Чистово и иных многих единомыслеников их, и домы их миром розбили и розграбили. И самово думново дьяка Назарья Чистого у нево в дому до смерти прибили.

И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятение, велся ево земсково судью Левонтья Плещеева всей земле выдать головою, и его Левонтья миром на Пожаре 1) прибили ослопьем. И учели миром просипи и заступников ево единомыслеников Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь высылал на Лобное место с образом чюдотворныя иконы Владимирския патриарха Иосифа Московскаго и всея Русии, и с ним митрополит Сера-пион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суджальский, и архимандриты, и игумены, и весь чин священный. Да с ними ж государь посылал своего царскаго сигклиту бояр своих: своего государева дядю болярина Никиту Ивановича Романова, да болярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасково, да болярина князя Михаила Петровича Пронсково, и с ними много дворян, чтоб миром утолилися. А заступников Левонтьевых Бориса Морозова и Петра Траханиотова указал де государь с Москвы разослать, iae де вам миряном годно, и впредь де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказех не бывать. И на том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром и всею землею положили на ево государьскую волю.

И того ж дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели всю Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли: от реки Неглинны Белой город до Чертольские стены каменново Белово города, и Житной ряд и Мучной и Солодяной, и от тово в миру стал всякой хлеб дорог, а позади Белова города от Тверских ворот по Москву реку да до Земля-нова города. И многих людей из зажигальщиков переимали и к государю царю для их изменничья обличенья приводили, а иных до смерти побивали.

И июня в 4 день миром и всею землею опять за их великую измену и за пожег возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи июня против 4 числа послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железной (Устюжна Железнопольская. - Сост.) воеводою. И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семена Романовича Пожарсково, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев тово Петра Траханиотова на дороге сугнать и привесть к себе государю к Москве. И окольничей князь Семен Романович Пожарской сугнал ево Петра на дороге у Троицы в Сергиеве монастыре и привез ево к Москве связана июня в 5 день. И государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожег перед миром казнить на Пожаре. А тово Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кирилов монастырь на Белоозеро, а за то ево не казнить, что он государя царя дятка, вскормил ево государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым ни1де в приказех у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землею государю царю челом ударили и в том во всем договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей государь царь пожаловал, велел им свое государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву разсмотренью. А дятку своево Бориса Морозова июня в 12 день сослал в Кирилов монастырь под начал.

Городские восстания в Московском государстве XVII в. Сборник документов. М.-Л., 1935. С. 73-75.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до нащих дней. А.С.Орлов, В.А,Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М. 1999

Примечание

1) В XVII в. Пожаром называлась Красная площадь.

Далее читайте:

Краткое правдивое описание опасного мятежа, произошедшего среди простого народа в городе Москве 2 июня 1648 года (документ)

Время правления Алексея Михайловича Тишайшего ознаменовалось множеством бунтов и восстаний, из-за которых эти годы названы «бунташным веком». Наиболее яркими из них стали медный и соляной бунт.

Медный бунт 1662 года стал результатом недовольства народа повышением налогов и неудачной политикой первых царей династии Романовых. В то время драгоценные металлы привозились из-за рубежа, поскольку в России своих рудников не существовало. Это был период русско-польской войны, требовавший огромного количества новых средств, которых в государстве не было. Тогда начали выпуск медных монет по цене серебряных. Причем жалованье выдавали медными деньгами, а налоги собирали серебряными. Но новые деньги не были ничем обеспечены, поэтому очень быстро обесценились, а цены наряду с этим поднялись.

Это, конечно, вызвало недовольство в народных массах, а как следствие – восстание, которое в летописи Руси обозначено как «медный бунт». Это восстание, конечно, было подавлено, но медные монеты постепенно были отменены и переплавлены. Чеканка серебряных денег возобновилась.

Соляной бунт.

Причины соляного бунта тоже весьма просты. Тяжелое положение страны во время правления боярина Морозова спровоцировало недовольство различных слоев общества, которые требовали глобальных изменений в государственной политике. Вместо этого правительство обложило пошлиной популярные в быту товары, в том числе соль, цена которой выросла слишком существенно. А поскольку это был единственный в то время консервант, то люди не готовы были покупать его за 2 гривна вместо старых 5 копеек.

Соляной бунт произошел в 1648 году после неудачного визита делегации из народа с челобитной к царю. Боярин Морозов решил толпу разогнать, но народ был настроен решительно и оказал сопротивление. После еще одной неудачной попытки попасть к царю с прошением, люди подняли восстание, которое также было подавлено, но не прошло бесследно.

Итоги соляного бунта:
  • отстранен от власти боярин Морозов,
  • царь самостоятельно решил главные политические вопросы,
  • правительство выдало стрельцам увеличенное вдвое жалование,
  • были проведены репрессии в отношении активных восставших,
  • самых крупных активистов бунта казнили.

Несмотря на попытки что-то изменить путем восстаний, крестьяне добились мало чего. Хоть некоторые изменения в системе были произведены, но обложения налогами не прекратились, а злоупотребление властью не уменьшилось.