Солонинина Анна Владимировна
Проректор, заведующая кафедрой УЭФ ФДПО и ФЗО, проф. Пермской ГФА, д.фарм.н.

Перед медицинскими и фармацевтическими работниками стоят вопросы:

  • на каком ЛП остановить свой выбор?
  • как повысить эффективность лечения?
  • как уменьшить нежелательное действие ЛП?
  • как осуществить замену ЛП?
  • как оптимизировать стоимость терапии?
  • как улучшить качество жизни больного человека?

Врач в XXI в. не успевает следить за постоянно обновляющимся ассортиментом лекарств, данными по фармакотерапии, проявляя вынужденный консерватизм в назначении ЛС, пользуется в среднем 20-30 препаратами в ежедневной практике, не всегда выписывает рецепты.

Пациент в XXI в. - грамотный и требовательный потребитель. Он осторожно относится к приему ЛС. В моде здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, а чаще прибегает к самолечению.

Фармацевт (провизор) в XXI в. - консультант врача и пациента. Его рекомендации влияют на выбор препаратов. Он оказывает помощь при выборе ЛС для самолечения, принимает участие в поддержании здоровья населения и рациональном применении ЛС. Он должен быть и диагностом, и психологом, и маркетологом, и диетологом, и бизнесменом, и юристом.

Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку?

Потому что это доступнее. Помимо этого фармацевтические работники больше знают о лекарствах, могут идентифицировать проблемы, связанные с лекарствами, давать рекомендации для решения проблем, отправлять в необходимых случаях к врачу, улучшать знания врачей и пациентов о лекарствах, консультировать их, контролировать применение лекарств, терапевтические результаты и принимать ответственные решения.

Аптека - наиболее подходящее место для продвижения здорового образа жизни и информирования о факторах риска.

Руководства по правилам Надлежащей аптечной практики (НАП):

  • 1993 год - «Стандарты качества аптечных услуг», МФФ (FIP);
  • 1996 год - «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках», ВОЗ, МФФ;
  • 1998 год - «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU (фармацевтическая группа Евросоюза);
  • 2001 год - «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ;
  • 2006 год - Руководство «Разработка фармацевтической практики, направленной на заботу о пациентах», ВОЗ и МФФ.

Цель разработки и внедрения руководства по НАП - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний, безопасного, эффективного и экономичного самолечения, выявления и решения проблем, касающихся применения ЛС.

О роли фармацевта в современном мире - Совещания ВОЗ совместно с МФФ и другие мероприятия с участием ВОЗ:

  • Нью-Дели, 1988 г. - «Содержание фармации и функции фармацевтов»;
  • Мадрид, 1988 г. - «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке»;
  • Токио, 1993 г. - «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества»;
  • Ванкувер, 1997 г. - «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ»;
  • Гаага, 1998 г. - «Роль фармацевта в самолечении и самомедикации».

Роль фармацевта:

  • эксперт назначения лекарств;
  • содействует самолечению;
  • содействует пропаганде здорового образа жизни;
  • в центре деятельности - развитие правил НАП;
  • забота о здоровье людей имеет больший приоритет, чем продажа лекарств.

Фармацевтический работник - не торговец, а носитель специализированных знаний, советчик врача и больного в вопросах выбора препаратов, ключевая фигура в обеспечении ЛС.

Предназначение фармацевтического работника - содействие укреплению здоровья, профилактике заболеваний, оказание фармацевтической помощи.

Изменение роли фармацевтического работника (опыт некоторых зарубежных стран):

  • фармацевт (провизор) как консультант при выборе препаратов для лечения и определении рационального использования лекарств;
  • подход, направленный на пациентов (фармацевтическая помощь);
  • некоторые обязанности врача передаются фармацевтам (провизорам);
  • фармацевт (провизор) принимает участие в программах укрепления здоровья и профилактики заболеваний (прекращение курения, забота о диабете, услуги против астмы, управление гипертонией, участие в программах по допинг-контролю - информационно-консультационные услуги спортсменам и тренерам);
  • партнерство с врачами по рациональному назначению и использованию лекарств;
  • диагностические услуги;
  • регистрация пациентов и учет отпуска ЛС пациентам;
  • посещение на дому.

Некоторые обязанности врача передаются фармацевту (провизору):

  • право выписывания рецептов при наличии клинического плана лечения пациента, подписанного врачом, прохождении специального обучения фармакологии и терапии (25 дней теоретических и 12 дней практических занятий), в пределах ограниченного формуляра ЛС (Великобритания);
  • совместное управление терапией - по соглашению с врачом определяется, в каких ситуациях фармацевт может инициировать, модифицировать или прекращать медикаментозную терапию пациентов (42 штата США);
  • участие в больничном обходе - коррекция терапии, контроль состояния пациентов.

Специальные услуги, предоставляемые аптеками в государствах ЕС:

  • предоставление информации по лечению недомоганий и применению ОТС-препаратов;
  • посещения на дому, выписывание рецептов (Великобритания);
  • регистрация пациентов (Нидерланды);
  • определение АД;
  • определение содержания холестерина и глюкозы в крови;
  • предоставление санитарно-просветительных брошюр.

В итоге, начиная с 1988 г., перед фармацевтами были поставлены новые цели. Фармация признана полноправной медицинской профессией в Европе. Повысилась значимость роли фармацевта (провизора) в системе здравоохранения. Принята Резолюция ВОЗ о роли фармацевта. Взят курс на объединенные усилия с МФФ и другими организациями по развитию НАП и фармацевтической помощи.

Фармацевтическая помощь - это:

  • «обеспечение надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента» (C.D. Helper и L.M. Strand в 1989 году);
  • ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента; процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств - Совещание в Гааге «Роль фармацевта в самолечении» (Голландия, 1998 г.);
  • обращенная на пациента, ориентированная на результаты фармацевтическая практика.

Основополагающая идея концепции фармацевтической помощи ВОЗ заключается не только в обеспечении ЛС, ТМН, медицинскими услугами, но и в оказании помощи людям и обществу в целом с наибольшей эффективностью через осуществление деятельности, направленной на:

  • предотвращение ухудшения здоровья населения;
  • достижение максимальной терапевтической пользы;
  • избежание неблагоприятных побочных действий;
  • обеспечение качества использования ЛС каждым больным;
  • ориентирование всех элементов аптечных услуг на отдельную личность.

Главное в концепции - принятие фармацевтами доли ответственности за исход лечения, наряду с другими работниками здравоохранения и больными.

Концепция особенно актуальна применительно к особым группам населения, таким, как люди пожилого и старческого возраста, беременные женщины, дети, хронические больные, а также к обществу в целом, поскольку позволяет сдерживать расходы на здравоохранение.

Рациональное использование лекарств при оказании фармацевтической помощи базируется на трех элементах:

  • пропаганде здорового образа жизни;
  • профилактике и выявлению заболеваний;
  • участию в управлении течением хронических заболеваний.

Несмотря на то, что основы концепции фармацевтической помощи и НАП в основном идентичны, можно сказать, что НАП является одним из путей осуществления фармацевтической помощи.

По материалам круглого стола «Аптечная секция» в рамках "ФармМедОбращения-2008"

Каткова А.Д., Кирщина И.А., Солонинина А.В.

УДК 614.2:615.1:613.6.01

Каткова Анастасия Давидовна, аспирант
Кирщина Ирина Анатольевна, канд. фармац. наук
Солонинина Анна Владимировна, д-р фармац. наук, проф.
Пермская государственная фармацевтическая академия Минздравсоцразвития России

Обоснована целесообразность включения аспектов фармацевтической помощи в государственные программы в сфере здравоохранения для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения.
Ключевые слова: фармацевтическая помощь, охрана здоровья граждан

The usefulness of the integration of pharmaceutical care in public programs in the health sector to address key issues of public health is substantiated in this article.
Keywords: pharmaceutical care, health protection

Одной из главных концептуальных задач социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Современное здравоохранение представляет собой систему, состоящую из множества звеньев, отлаженная работа которых обеспечивает сохранение трудовых резервов страны, а также во многом определяет качество и уровень жизни населения. Важной составляющей эффективной государственной политики в сфере здравоохранения является использование и координирование возможных ресурсов, обеспечение консолидации усилий всех отраслей, напрямую или косвенно связанных с охраной здоровья населения. Одной из ведущих отраслей данной сферы является фармация, значимость которой зачастую не находит должной оценки при разработке систем реализации социальных гарантий граждан.
Данная проблема неоднократно обсуждалась в ходе совещаний и съездов Всемирной Организации Здравоохранении (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерацией (МФФ - FIP). Начиная с 1988 года на региональном и международном уровнях, регулярно поднимались вопросы недостаточного применения знаний, навыков и ресурсов фармацевтической науки. Итогом многочисленных совещаний, посвященных формированию нового направления практической фармации стала разработка и внедрение руководства по Надлежащей аптечной практике, цель которого - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении: укрепления здоровья и профилактики заболеваний; безопасного, эффективного и экономичного самолечения; выявления и решения проблем, касающихся применения лекарственных средств. Таким образом, исходя из доказанной роли фармацевтического работника в системе здравоохранения следует, что для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения должны активно привлекаться фармацевтические специалисты, а консолидация усилий практической медицины и фармации может быть вполне продуктивной.
Тем не менее, существующее нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения в Российской Федерации не закрепляет в ключевых документах должной роли фармацевтических специалистов в реализации мероприятий, направленных на сохранение здоровья нации. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяет фармацевтического работника исключительно как «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка», т.е. ограничивает функции фармацевтических работников лишь сферой обращения ЛС и не определяет роль фармацевта в реализации программ по улучшению показателей общественного здоровья.
Кроме того, Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", дает определение фармацевтической деятельности как «…деятельности, включающей в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов», а аптечной организации - как организации, осуществляющей лишь «…розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения». Таким образом, данные документы ограничивают фармацевтическую деятельность областью обращения лекарственных средств, а фармацевтического работника - как специалиста по реализации данного товара, при этом в Образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) ФАРМАЦИЯ (Приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. N 38) в характеристике профессиональной деятельности специалистов среди прочего указываются: «проведение мероприятий по квалифицированному информированию населения о безрецептурных лекарственных средствах, биологически активных добавках к пище, изделиях медицинского назначения»; «оказание консультативной помощи специалистам медицинских организаций, фармацевтических предприятий и организаций и населению по вопросам применения лекарственных средств»; «проведение санитарно-просветительной работы»; «формирование мотивации пациентов к поддержанию здоровья».
Исходя из вышесказанного следует, что фармацевтический специалист, окончивший высшее учебное заведение по специальности «Фармация», должен быть готов к осуществлению фармацевтической помощи согласно правилам Надлежащей аптечной практики, но современное российское законодательство не предусматривает реализации его функций в этом направлении.
В настоящее время одним из ключевых направлений современного здравоохранения Российской Федерации является снижение уровня заболеваемости, а также увеличение средней продолжительности жизни больных социально-значимыми заболеваниями, перечень которых сформирован на основе анализа структуры заболеваемости и причин смертности населения Российской Федерации и утвержден Распоряжением Правительства № 1706-р от 11 декабря 2006 года. В этой связи, Постановлением Правительства № 280 от 10.05.2007 определена Федеральная целевая программа предупреждения и борьбы с социально-значимыми заболеваниями в разрезе конкретных нозологий. Целью данной Программы является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных. Одной из задач Программы определено совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, при этом в предлагаемых мероприятиях по реализации данной задачи не нашли отражения вопросы фармацевтического менеджмента и фармацевтической помощи.
Зарубежная практика показывает, что консолидация усилий медицинских и фармацевтических работников в области персонифицированной помощи больным хроническими заболеваниями оказывает положительное влияние на течение болезни. Так, в Великобритании пациентам, страдающим сахарным диабетом, который включен в России в Перечень социально значимых заболеваний, предоставляется дополнительная помощь, включающая анализ лекарственной терапии с учетом лабораторных показателей, а также индивидуальное консультирование пациента по многим вопросам, связанным с данным заболеванием. Анализ эффективности прописанных мер показал, что ни один из пациентов, получавших данные услуги, не был госпитализирован в результате возникновения и/или обострении осложнений диабета, в то же время 25% пациентов контрольной группы были госпитализированы по этим причинам.
Таким образом, доказанная роль фармацевтического работника и положительный зарубежный опыт позволяют говорить о целесообразности включения аспектов фармацевтической помощи для достижения целей и задач, поставленных Программой по борьбе с социально значимыми заболеваниями. В этой связи нами рассмотрена подпрограмма «Сахарный диабет» с позиций эффективного участия фармацевтических специалистов в помощи больным данной нозологией. В обозначенной подпрограмме выделено такое направление, как «Совершенствование оказания специализированной помощи при сахарном диабете», для реализации которого, безусловно, существенное значение имеет бесперебойное рациональное обеспечение лекарственными и диагностическими средствами таких больных в рамках реализации государственных гарантий, являющееся важной составляющей поддержания качества жизни пациентов и профилактики осложнений сахарного диабета. Решение обозначенных задач находится в компетенции фармацевтических специалистов, что закреплено соответствующими нормативными правовыми актами.
Так, согласно «Образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) фармация», «организация деятельности по обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на социальную помощь», а также «организация и проведение закупок лекарственных средств и других товаров фармацевтического ассортимента для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является одной из характеристик деятельности фармацевтических специалистов. Очевидно, что разработка современного эффективного механизма управления и контроля закупками, управление движением лекарственных и диагностических средств, оптимизация лекарственного обеспечения и информирования потребителей должна осуществляться с активным привлечением фармацевтических специалистов и использовать ресурсы не только медицинской, но и фармацевтической науки.
Основополагающая задача организации системы реализации государственных гарантий - составление перечня лекарственных препаратов для закупок, с целью эффективного обеспечения больных своевременной лекарственной помощью, решение которой, по нашему мнению, целесообразно осуществлять при активном участии специалистов фармацевтического профиля. Так, фармакоэкономические критерии выбора лекарственных препаратов могут быть рассчитаны по существующим методикам, разработанным учеными Пермской государственной фармацевтической академии, которые активно работают в этом направлении и в настоящее время.
Известно, что существенно уменьшить человеческие потери, расходы на систему здравоохранения и социально-экономическую нагрузку на общество от социально значимых заболеваний, в частности сахарного диабета, могут адекватная информированность населения о потенциальных опасностях заболевания, ранняя диагностика и качественный мониторинг состояния здоровья. Данный аспект в подпрограмме «Сахарный диабет», обозначен как «Реализация обучающих программ для населения по вопросам сахарного диабета, в том числе в школах для больных диабетом», но, к сожалению, только в контексте мероприятия «Совершенствования оказания специализированной медицинской помощи при сахарном диабете». Исходя из регламентированных международными требованиями Надлежащей Аптечной Практики и российским образовательным стандартом видов профессиональной деятельности специалистов с фармацевтическим образованием, сфокусированных на сохранение и укрепление здоровья граждан, реализация данного аспекта должна осуществляться не только в рамках медицинской помощи, но и путем оптимизации фармацевтического обслуживания больным сахарным диабетом, что также не предусмотрено данной Программой.
С целью совершенствования фармацевтической помощи больным сахарным диабетом
мы предлагаем включение в программу мероприятий по борьбе с сахарным диабетом разработку и внедрение определенных профилактических мероприятий на уровне аптечной организации, а также подключение фармацевтических специалистов к созданию и проведению тематических семинаров для больных диабетом (например, по вопросам применения лекарственных средств для лечения легких расстройств здоровья). Другой аспект совершенствования фармацевтической помощи - оптимизация информационно-консультационной деятельности работников аптечных организаций. Но, как показал проведенный нами анализ, профессиональная компетентность фармацевтических специалистов по вопросам выбора препаратов для лечения легких расстройств здоровья на фоне сахарного диабета недостаточна и требует дополнительного обучения специалистов, которое успешно реализуется в фармацевтической практике некоторых зарубежных стран. Так, например, в Великобритании для консультирования больных сахарным диабетом при наличии у них таких состояний, как аллергический ринит, обстипация, боль в ухе, цистит, созданы специальные обучающие программы для фармацевтических специалистов, включающие теоретические и практические занятия.
Следующим направлением оптимизации фармацевтической помощи больным сахарным диабетом может стать участие фармацевтического работника в повторном выписывании лекарственных средств в рамках социальных гарантий. Известно, что больные инсулинозависимым сахарным диабетом вынуждены пожизненно производить ежедневные инъекции инсулина, получение которого в рамках реализации своих прав на государственные гарантии требует ежемесячного посещения врача с целью оформления рецепта на данный препарат. В этой связи, создание механизмов, позволяющих фармацевтическим работникам выписывать лекарственные средства (после специального обучения, сертификации и юридическом закреплении данного права), может существенно облегчить процедуру получения жизненно-необходимых лекарственных средств, благоприятно сказаться на психоэмоциональном состоянии больных сахарным диабетом, а также значительно уменьшить нагрузку на врачей. Отметим, что такая практика уже существует в Великобритании, и, как выяснено в ходе опроса, большинство пациентов предпочли данную систему традиционной.
По нашему мнению, включение фармацевтических аспектов в государственные программы в сфере здравоохранения и реализация запланированных мероприятий будет способствовать улучшению качества фармацевтического обслуживания наиболее уязвимых слоев населения, повысить эффективность профилактических мероприятий, а также оптимизировать экономические затраты на решение стратегических задач государства в области охраны здоровья граждан.

В последнее время европейское медицинское сообщество активно обсуждает идею повышения роли фармацевта в лечебном процессе. Конечно, в Европе это займет какое-то время (а в России срок можно смело умножать на 2), но мы предлагаем «начать с себя» уже сегодня - примерьте роль валеолога-консультанта в таком социально важном аспекте, как заболевания молочных желез.

Суть проблемы

Основная проблема новообразований груди заключается в том, что сами женщины далеко не всегда обращают на них внимание. Между тем ежегодно в мире диагностируется более миллиона новых случаев рака молочной железы, при этом каждый год от этой патологии умирает более 400 тыс. женщин (ВОЗ, 2012 г.) Простая математика говорит о том, что таких опухолей становится все больше - они уже вышли на лидирующие позиции по женской смертности.

Важно знать, что риск появления опухолей молочной железы выше у женщин, впервые забеременевших после 35 лет. Если же брать отношение к беременности в целом, то риск новообразований у нерожавших выше, чем у рожавших. Данной патологии способствуют также позднее менархе (от 17 лет и старше) и поздняя менопауза (после 50 лет). Кроме того, отмечается и генетически обусловленная зависимость: при наличии в семье рака груди, его риск в следующем поколении многократно возрастает.

Нельзя не отметить и нераковые заболевания (в частности, мастопатию), которые с течением времени вносят значительный вклад в печальную статистику злокачественных новообразований груди.

Как видите, проблема крайне актуальна. Но что же делать?

Экспресс-обследование для всех

Маммография - это рентгеновское обследование молочных желез. В современной практике для массового скрининга используются цифровые аппараты, что постепенно ставит данный вид обследования в один ряд с флюорографией органов грудной клетки.

Цифровая, равно как и пленочная, маммография безопасна для организма женщины, поскольку аппарат фокусируется точно над исследуемой областью (как известно, гамма-излучение не рассеивается и не накапливается, существуя лишь доли секунды в момент подачи напряжения).

По современным стандартам ежегодная маммография рекомендуется каждой женщине после 40 лет - это дает возможность проводить раннюю и по-настоящему квалифицированную диагностику рака молочной железы. Кроме того, в маммографическом кабинете формируется база рентгеновских изображений, так что в дальнейшем можно легко отследить динамику с учетом индивидуальных особенностей каждой пациентки.

Молочные железы можно обследовать также и с помощью ультразвукового сканера - простая и безопасная УЗИ-процедура эффективно находит изменения в тканях груди.

Не оставаясь в стороне

Итак, вы понимаете важность самообследования и своевременной диагностики заболеваний молочных желез, но что может сделать в этом направлении аптечный работник?

Возвращаясь к началу статьи, хотелось бы отметить значительную роль фармацевта в укреплении здоровья женщин нашей страны. В современном обществе влияние первостольника растет - способствуя профилактике заболеваний молочной железы, вы вносите значительный вклад в укрепление общественного здоровья.

Если вы видите перед собой женщину после 40 лет, стоит напомнить ей о важности своевременного обследования - УЗИ и маммографии. Если же она жалуется на боли в молочных железах, изменение самочувствия и настроения в «критические дни», мигрени - можно дополнительно порекомендовать ей Мастодинон ® .

Это негормональный лекарственный растительный препарат с доказанным эффектом. Мастодинон ® способствует нормализации гормонального фона и улучшению самочувствия в период «критических дней»: раздражительность, плаксивость, лабильность настроения, головные боли, отеки, болезненное напряжение груди.

Рекомендуя Мастодинон ® , вы помогаете женщинам уменьшить симптомы ПМС и мастопатии. Лечение нераковых заболеваний молочных желез, наравне с популяризацией их ранней диагностики, является важной общественной задачей аптечного работника.

Начните с себя - сделайте шаг навстречу покупателю уже сегодня!

Самообследование молочных желез

В первую очередь стоит вспомнить о самообследовании. Выполнять его лучше в один и тот же день менструального цикла на 6-12 день от начала менструации, когда молочная железа находится в расслабленном состоянии.

Осмотр

Стоя перед зеркалом, вначале руки опущены вдоль туловища, затем - руки над головой, осмотрите по очереди молочные железы. Обратите внимание на следу-ющие моменты:

  • форму, объем желез, наличие втянутости или выбухания;
  • состояние кожи - покраснения, проявление участков с плотным отеком по типу «лимонной корки»;
  • состояние сосков - изменение формы, цвета сосков, появление втянутости, язвочек.

Пальпация (ощупывание)

Пальпация проводится подушечками трех сомкнутых пальцев пружинящими движениями, по кругу.

Этап 1

В положении стоя, аккуратно надавливая подушечками пальцев, прощупайте всю молочную железу. Начните с верхней четверти и далее продвигайтесь по часовой стрелке. Это даст возможность выявить неоднородность ткани, более плотные участки, объемные образования.

Этап 2

В положении стоя (руку на стороне исследования положить на талию) нащупайте пальцами лимфоузлы в области подмышек. Обратите внимание на размер и болезненность лимфоузлов!

Этап 3

В положении стоя сожмите каждый сосок между большим и указательным пальцами. Появляются ли при этом выделения из соска?

Этап 4

В положении лежа (руку на стороне исследования положить за голову) аккуратно надавливая подушечками пальцев, проверить всю железу (как на этапе 1).

Это даст возможность выявить неоднородность ткани, объемные образования, особенно в нижних участках железы.

В случае обнаружения любых изменений - срочно к врачу! Чем бвстрее Вы «перехватите» патологический процесс, тем больше шансов на благополучный исход.

  • ГЛАВА 5 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 6 ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИГНОРИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И РАСПРОСТРАНИТЕЛЯМИ ФАЛЬСИФИКАТА
  • ГЛАВА 7 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
  • ГЛАВА 8 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТРИБЬЮЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 10 ФИЛОСОФИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ XXI ВЕКА
  • ГЛАВА 11 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КАК МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА
  • ГЛАВА 12 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА С ВРАЧАМИ, КОЛЛЕГАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
  • ГЛАВА 13 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

    Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному исполь-

    зованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

    Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

    С конца 1980-х годов при поддержке ВОЗ прошел ряд совещаний, в результате которых была определена новая роль фармацевтического работника в системе здравоохранения.

    В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

    Врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

    Фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

    Фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

    Так же в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

    Подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения;

    Фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС;

    Руководство закупками, хранением и распределением ЛС должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя

    соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т.п.

    Фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

    На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

    Предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

    Участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

    Разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

    Разработку систем распределения ЛС.

    На 47-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 1994 г. была принята резолюция «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области ЛС» (ВАЗ 47.12), которая содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере. Странам - членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области ЛС.

    В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:

    ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

    Снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;

    На всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

    Обязанность фармацевта - руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

    Фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

    Специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

    Лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

    Возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

    Управлять аптекой.

    Данные принципы и современные взгляды на особую ответственность фармацевтов за обеспечение качества фармацевтической продукции нашли отражение в Добротной аптечной практике ВОЗ(GРР).

    Важным итогом третьего консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевтов в системе здравоохранения. Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ» (Ванкувер, 1997 г.) является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

    1) работник системы здравоохранения, член команды;

    2) способен принимать ответственные решения;

    3) специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом;

    4) готов к лидерству в интересах общества;

    5) руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

    6) готов учиться всю жизнь;

    7) наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов. Данные требования направлены на усовершенствование личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональны-

    ми навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

    Ключевой вопрос четвертого консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевта в самолечении больного» (Гаага, 1998 г.) - оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение. Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям данного совещания, установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные ЛС, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.

    Участники совещания рассматривали вопрос о самолечении как часть Добротной аптечной практики (ДАП, GPP).

    Первое руководство по ДАП разработано в 1992 г. Международной фармацевтической федерацией под названием «Добротная аптечная практика в общественных и больничных аптеках». На конгрессе МФФ в Токио (1993 г.) был одобрен текст ДАП/МФФ в рамках Токийской декларации по стандартам качества аптечных услуг, которая гласит: «Стандарты являются важным компонентом при оценке качества обслуживания потребителя. Принимая на заседании Совета Федерации в Токио 5 сентября 1993 г. Руководство по добротной аптечной практике, Международная фармацевтическая федерация выражает уверенность, что стандарты, основанные на данном руководстве, будут использованы национальными фармацевтическими организациями, правительствами и международными фармацевтическими организациями при установлении национальных стандартов Добротной аптечной практики. Руководство по надлежащей аптечной практике охватывает и основывается на услугах, оказываемых фармацевтами. Руководство рекомендует установить национальные стандарты для: пропаганды здорового образа жизни, для снабжения лекарственными препаратами и медицинскими устройствами, для самопомощи больных, а также улучшения практики назначения и использования лекарственных средств посредством деятельности фармацевтов. МФФ призывает фармацевтические организации и правительства к совместной деятельности по введению соответствующих стандартов или их пересмотру в странах, где уже действуют национальные стандарты, в свете рекомендаций документа по Добротной

    аптечной практике. Документ по ДАП МФФ был представлен в Комитет экспертов ВОЗ и стал базой для осуществления некоторых принципов, воплощенных в резолюции ВАЗ 47.12. После пересмотра документ был представлен ВОЗ в 1996 г. - «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках».

    Фармацевтическая группа Европейского Союза в 1998 г. разработала документ по ДАП для Европы, в котором особое внимание уделялось странам ЕС - «Надлежащая аптечная практика в Европе».

    В 2001 г. ВОЗ разработала руководство «Добротная аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов». Рекомендации, изложенные в руководстве, призваны помочь регуляторным органам и руководителям аптек в их работе по внедрению стандартов ДАП как на государственном уровне, так и на уровне аптечных учреждений.

    Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.

    Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.

    Добротная аптечная практика (GPP) ВОЗ требует, чтобы:

    Первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;

    Основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;

    Составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;

    Каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.

    Руководство по ДАП охватывает участие в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению ухудшения состояния здоровья населения. Если же лечение необходимо, то должен быть обеспечен процесс правильного применения ЛС человеком, чтобы

    добиться максимального терапевтического эффекта и избежать неблагоприятных воздействий лекарства. Это предполагает, что фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения, а также с больными принимают на себя коллективную ответственность за результат лечения.

    В рамках концепции ДАП пропагандируется более интенсивное сотрудничество врача, больного и фармацевта, что позволит оптимизировать использование ЛС и поможет в оценке результатов лечения. Фармацевт должен способствовать повышению качества процесса применения ЛС. Подчеркивается, что аптека - это важный источник информации о потреблении и применении медикаментов.

    Для удовлетворения требований ДАП необходимо, чтобы:

    Основой идеологии практики являлись профессиональные факторы, хотя признается также значение и экономических факторов;

    Фармацевт вносил вклад в решения по применению ЛС;

    Фармацевт владел необходимой медицинской и фармацевтической информацией о каждом больном; получение такой информации упрощается, если больной предпочитает постоянно пользоваться услугами одной аптеки или доступна карта назначений для больного;

    Фармацевт имел независимую, исчерпывающую, объективную текущую информацию о используемой терапии и ЛС;

    Фармацевты, занятые во всех областях фармацевтической практики, приняли личную ответственность за поддержание и оценку своей компетентности в течение всего времени их профессиональной деятельности;

    Были установлены национальные стандарты ДАП, которым должны будут следовать практикующие фармацевты.

    Концепция ДАП - это средство, которое позволяет осознать и осуществить обязательства, возложенные на всех практикующих фармацевтов.

    В процессе разработки руководств по ДАП было реализовано стремление к тому, чтобы посредством их внедрения изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, в особенности в части:

    Укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний;

    Безопасного, эффективного и экономичного самолечения;

    Выявления и решения проблем, касающихся использования ЛС.

    Для внедрения ДАП в стране должны быть установлены и внедрены в профессиональную деятельность национальные стандарты по следующим видам деятельности:

    Деятельность, связанная с укреплением здоровья, избежанием ухудшения здоровья и достижением здорового образа жизни;

    Деятельность, связанная с отпуском и использованием ЛС;

    Деятельность, связанная с самолечением, включая советы по лекарствам и в случаях, когда это целесообразно, с предоставлением лекарств и других видов для лечения симптомов недомогания, которые успешно устраняются с помощью самолечения;

    Деятельность, связанная с влиянием на назначение и применение ЛС.

    В каждом из основных элементов ДАП различают виды деятельности; методы и требования, необходимые для осуществления данных видов деятельности; оборудование и помещения для осуществления данной деятельности; квалификацию работников; методы оценки этой деятельности, для которых могут быть разработаны стандарты; просвещение и предотвращение ухудшения здоровья; просветительская деятельность, связанная с предотвращением ухудшения здоровья, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

    Начало детальному изучению ситуации в фармацевтическом образовании положили семинары и съезды, которые под тезисом «Место и роль фармации в системе здравоохранения» были проведены ВОЗ и Международной Фармацевтической Федерацией (МФФ - FIP), начиная с 1988 года, на региональном и международном уровнях. В результате профессиональных дискуссий была признана общая тенденция изменения и существенного расширения функций специалиста-провизора. Среди причин, связанных с изменениями функций фармации, следует отметить быстрое увеличение числа ЛС и интенсивный обмен ими в международном масштабе; существенные расходы на фармацевтические нужды (10-20% от бюджета здравоохранения в странах Европы); изменение экономических условий и установление рыночных отношений, стоимость ЛС; смещение акцента в деятельности аптечной службы с приготовления на приобретение, хранение и распределение ЛС, а также на пациента (информационно-консультативная служба); проблема рационального использования ЛС; интеграция деятельности больничных (клинических) провизоров в рамках системы медицинского обслуживания; возрастающая доступность в международном масштабе новых и сложных по действию ЛС, что обусловливает повышение требований к контролю их качества; фальсификация ЛС, особенно развивающаяся в мире в течение последних лет.

    Определенное влияние на развитие и унификацию образовательного процесса оказали положения «Надлежащей практики фармацевтического образования» (GPEP), разработанные совместно ВОЗ и МФФ. Эти положения касаются как профессиональных особенностей, так и общих качественных характеристик выпускника вуза. В документе отмечается, что фармацевтические специалисты осуществляют свою деятельность в различных областях в ответ на динамическое развитие приоритетных направлений и нужд общественного здравоохранения на местном, национальном, региональном и международном уровнях. ВОЗ определила роль провизора в 7 областях (фармацевт - «семь звезд»), что следует рассматривать как обязательный минимум для провизора во всем в мире.

    Фармацевт, предоставляющий уход за пациентом. Будь это услуги клинического, аналитического, технологического или регламентирующего характера, фармацевт должен чувствовать себя комфортно при взаимодействии с населением. Он должен также воспринимать свою практику как часть действий всей системы здравоохранения и часть работы других фармацевтов. Предоставляемые им услуги должны быть высокого качества.

    Фармацевт, принимающий решения. Соответствующее, действенное и эффективное с точки зрения затрат использование ресурсов (например, кадры, лекарства, химикаты, оборудование, процедуры, и практика) должно лежать в основе работы фармацевта. Достижение этой цели требует способности оценить, проанализировать и правильно определить курс действий.

    Фармацевт - звено общения между врачом и пациентом. Фармацевт занимает идеальное положение между врачом и пациентом. Он (или она) должен быть знающим и уверенным в себе во время общения с другими профессионалами здравоохранения и обществом. Общение требует навыков не только словесного (устного), но также и навыков вне словесного и письменного характера.

    Фармацевт - лидер. Независимо от того, участвует ли фармацевт в ситуациях мультидисциплинарного ухода за пациентом либо в ситуациях нехватки или отсутствия медицинских работников других отраслей, он обязан занять лидирующее положение в обеспечении благополучия населения. Лидерство предполагает, в том числе, и сочувствие, и понимание других, а также способность принимать решения, эффективно общаться и управлять.

    Фармацевт - менеджер. Он должен уметь эффективно управлять ресурсами (людскими, физическими и финансовыми) и информацией. Он должен положительно воспринимать руководство других (работодателя или руководителя звена здравоохранения). Информация в области лекарств и связанные с ней технологии все чаще будут бросать вызов фармацевту, так как его ответственность за передачу информации о лекарствах и аналогичных продуктах другим постоянно увеличивается.

    Фармацевт, постоянно обретающий знания. Сегодня уже невозможно выучить все необходимое для практической карьеры фармацевта во время его первоначального обучения в вузе. Концепции, принципы и желание постоянного и неустанного обучения в течение всей жизни должны быть заложены во время начального обучения в вузе и поддерживаться в течение всей карьеры фармацевта. Фармацевт должен быть обучен тому, как совершенствовать свои знания и обучать себя.

    Фармацевт - учитель. Фармацевт обязан помогать в обучении и подготовке будущих поколений фармацевтов. Участие в этом процессе в качестве учителя не только обеспечивает знания для других, но также предоставляет возможность получения новых знаний и совершенствования существующих навыков.