Подпругин Максим Олегович , соискатель кафедры экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 703

Аннотация:

Устойчивое развитие региона обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. В статье рассматриваются основные подходы к данной концепции в рамках региональной экономики, уточнено понятие устойчивого развития региона, и описаны факторы, оказывающие влияние на процесс его устойчивого развития.

JEL-классификация:

В последнее время большое число специалистов в области региональной науки, а также руководителей краев, областей, республик сходятся в одном – регионами необходимо считать субъекты Российской Федерации. В этой связи, наиболее обоснованным является понятие «регион», которое вводит И.В. Арженовский. Он определяет регион как «выделившуюся в процессе общественного разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач» .

Сходной точки зрения придерживаются также B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров, определившие регион как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления территорией (область, край, республика) .

Таким образом, регион – это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

Понятие «развитие региона»

Под развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития. Наряду с экономическими характеристиками рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона.

Основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Целями развития региона является увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.

Следует отметить, что ряд исследователей обосновывает, что реализация устойчивого развития должна осуществляться в регионах, поскольку они характеризуются комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью; являются исторически наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период существования; обладают наиболее оптимальной структурой для позиционирования на внешнеэкономическом пространстве; имеют значительный опыт совмещения практики стимулирования рыночных преобразований на территориях с политикой регулирования этих процессов .

Понятие «устойчивое развитие региона»

Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, должна лежать в основе формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований. Это особенно актуально сегодня, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства.

Приоритетным подходом в осуществлении реформ на уровне региона должно быть убеждение, что следует отказаться от отождествления развития территории с ее хозяйственным развитием. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся только по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни населения, при позитивной динамике комплекса показателей.

П.М. Иванов под устойчивостью развития региона понимает жизнеспособность системы. При этом жизнеспособность системы определяется как способность к жизни и развитию, то есть территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в конкретном окружении . Устойчивость регионального развития определяет способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни населения в пределах порога безопасности или выше него при колебаниях внешних и внутренних воздействий (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и другого характера), грозящих падением качества жизни населения.

При классификации регионов в России по уровню и темпам развития обычно выделяют: развивающиеся, проблемные и депрессивные.

Устойчивость развития экономики региона как специфическое качество достигается в результате преодоления множества препятствий и не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость – это выживание и достижение в последующем поступательного процесса в основных сферах жизнедеятельности. Так, О.К. Цапиевак основным формам устойчивости региональной системы относит:

− неустойчивое развитие;

− гиперустойчивость;

− глобальная устойчивость;

− приближено устойчивое развитие региональной системы;

− устойчивая система .

Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют более активной, по сравнению с обычной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития регионов.

Переход к новой экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, изменение структуры собственности, а также совершенствование федеративной системы, расширение экономических прав регионов .

На рис. представлены основные факторы, влияющие на формирование устойчивого развития региона в современных условиях.

Основные факторы устойчивого развития региона

На рисунке видно, что основные факторы можно разделить на 7 основных блоков:

1) экологические факторы :

− природно-климатические условия;

− техногенные загрязнения. К техногенным загрязнениям следует относить не только загрязнения на территории региона, но и трансграничные загрязнения (воздуха, воды и т.д.), причем это относится не только к другим государствам, но и к другим регионам страны. Например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат расположен в Иркутской области, однако он загрязняет акваторию озера Байкал, которая относится и к Бурятии;

2) финансово-экономические факторы :

− стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета;

− участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов;

− деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.;

− влияние экономической нестабильности;

3) промышленно-производственные факторы :

− наличие мощной производственной базы;

− наличие на территории региона минеральных ресурсов;

− зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электро- и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.);

4) наличие в регионе развитой инфраструктуры :

− наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов;

− связь, телекоммуникации, доступность интернета;

− рыночная инфраструктура;

5) продовольственная безопасность региона :

− состояние сельского хозяйства региона;

− состояние торговой сети;

− наличие и развитие перерабатывающих предприятий;

− деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК;

6) региональный маркетинг :

− узнаваемость региона в федеральных СМИ;

− бренды региона;

− национальные, региональные праздники, торжества;

7) социальная сфера, культура, общественная деятельность :

− развитая социальная сфера;

− научные, образовательные учреждения;

− наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест;

− учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.;

− деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.);

− межнациональные, межрелигиозные отношения.

Приоритетным направлением нового этапа экономических изменений является инновационная модернизация экономики регионов России. В достижении этой цели важную роль призваны сыграть региональные органы власти, в связи с этим должны измениться приоритеты их деятельности . На предшествующем этапе их главная задача состояла в создании условий для развития предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций. Условия меняются, и на первый план сегодня выходят проблемы ориентации на создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг.

Вывод

Таким образом, устойчивое развитие региона – это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на региональном уровне, к повышению условий жизни жителей региона путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, включая географические особенности региона, а также особенности экономики, инфраструктуры, промышленности и потенциальных возможностей отдельных городов, относящихся к данному региону. 3. Голубецкая Н.П. Индикативные подходы определения приоритетности инвестиций в предпринимательской деятельности Северо-Западного региона России / Н.П. Голубецкая, О.Н. Макаров, В.И. Бовкун // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2005. – № 4 (26). – С. 53−65.
4. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2004. – № 4. – C. 124−143.
5. Пчелинцев О.С. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики / О.С. Пчелинцев, В.Я. Любовный, А.Б. Воякина // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 5. – С. 62−68.
6. Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Куклин и др. – Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 1999. – 276 с.
7. Ускова Т.В. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ – к практическим результатам. / Т.В. Ускова, С.С. Копасова. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. –2008. – Вып. 43. – С. 21−31.
8. Иванов П.М. Алгебраическое моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1996. – 185 с.
9. Цапиева О.К. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 (34). – С. 46−49.
10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: Высшая школа экономики, 2007. – 495 с.
11. Сысоева В.Н. Устойчивое развитие региона на базе формирования инновационных кластеров. – Автореф… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007. – 24 с.

В настоящее время мировая экономика переживает сложный процесс - глобализацию. Ее результатом уже стали огромные преобразования. Они затронули практически все отрасли национальных экономик большинства стран. При этом проходящие изменения носят во многих случаях спонтанный, трудно прогнозируемый заранее характер. Это иногда оказывает отрицательное влияние на целые отдельной страны, в конечном итоге принося невосполнимые потери. В связи с этим перед учеными многих государств была поставлена задача изучения внутренних процессов всеобщей глобализации, которые напрямую зависят от развития каждого субъекта мирового рынка.

Процесс глобализации

Современное всеобщее движение невозможно уместить в рамки существовавших ранее теоретических схем, основанных на уже произошедших исторических событиях. В основе применяемых до этого систем лежала теория о неограниченном временем и пространством развитии человечества. Глобализация и ее основные законы наглядно показали ошибочность данного утверждения: устойчивое развитие и функционирование мировой экономики ограничено конечными ресурсами и процессами жизнедеятельности человечества. В результате этого появилась новая концепция глобального развития, состоящая из множества стратегий, с ограничением условий, направленных на решение глобальных проблем. Борьба с бедностью и достижение всеобщего благосостояния населения планеты - вот одни из важнейших задач глобализации, которые могут быть достигнуты только при условии роста дохода населения и увеличения общей производительности труда в каждом отдельно взятом государстве. При этом в процессе достижения поставленных целей огромную роль играет общая совокупность всех внешних и внутренних факторов, таких как состояние окружающей среды и взаимоотношения в человеческом обществе. Только при правильном взаимодействии людей в обществе и общества с окружающей средой станет возможным существенное увеличение параметров общего развития в количественных и качественных показателях.

Россия в современной экономической системе

С распадом СССР и переходом на рыночные отношения экономика России испытала огромное потрясение, от которого окончательно не оправилась до настоящего времени. На сегодняшний день перед ней стоит задача выбора стратегии на долгосрочный период времени, в зависимости от которой будет определено ее дальнейшее место в мире. Очень важно дать правильную оценку всем возможностям страны и определить исходную позицию, с которой будет дан старт. При этом оценивать роль и место России стоит с точки зрения устойчивости ее экономики, которая в свою очередь должна стремиться к минимизации затрат, основанной на невосполнимости некоторых природных ресурсов и замещении их восстанавливаемыми или менее редкими. Важным фактором при этом является сохранение окружающей среды в неизменном состоянии. В современных условиях, когда в большинстве отраслей производственное оборудование уже давно морально устарело, общее изменение отечественной экономики возможно только при введении инновационных технологий. Применение новых методов и схем позволит повысить качественные и количественные показатели выпускаемой продукции. Это в конечном итоге приведет к увеличению конкурентной способности государства. Данное условие - один из принципов, обуславливающих устойчивое развитие регионов России в процессе мировой глобализации. Поэтому все происходящие изменения нуждаются в постоянном тщательном изучении, на основании которого будет производиться их дальнейшая корректировка. Большое значение в этом вопросе имеет социальный фонд развития регионов. Кроме задач по улучшению хозяйственной деятельности территорий, активность объединения направлена на поддержание должного уровня общественной защищенности граждан. Социальный фонд развития регионов в число вопросов первостепенной важности ставит равномерное распределение власти и заботы государства на все территории страны.

Глобализация в современной литературе

Современная экономическая теория посвятила огромное количество трудов. Однако в научном мире до настоящего времени нет четкого понятия глобализации, каждый из авторов, занимающихся данной тематикой, привносит что-то свое, вкладывая свое собственное понимание данного процесса. При этом большинство ученых выделяют несколько систем, входящих в процесс глобализации. К ним, в частности, относятся финансовая сфера, система производства и рынок информационных технологий. Также исследователями признается влияние, оказываемое процессом глобализации на в целом. Так, за счет компьютеризации общества стираются границы финансовых рынков, становится проще перемещать капитал, экономическое разделение государств становится условным.

Проблемы глобализации

Чтобы охарактеризовать процесс глобализации более полно, необходимо изучить все формы, в которых он проявляется. Для этого на первом этапе необходимо классифицировать всеобщие проблемы, то есть распределить конкретные проблемы по отдельным группам, из которых в дальнейшем получится сложная система - программа развития региона. При таком подходе к классификации проще решается задача по теоретическому осмыслению и нахождению путей решения. При этом разделение проблем по группам не является конечной целью. Это лишь одна из важнейших частей в комплексном подходе к решению проблем. Данный метод позволяет выявить актуальность задач, выделить основные связи, установить пути взаимодействия и определить глобальные вопросы, исследование которых должно происходить в первую очередь. Кроме этого, классифицируя проблемы и с учетом взаимного влияния формируется итоговая последовательность практических действий для решения поставленных задач. Правильно проведенная классификация разбивает общую проблему на этапы, в результате чего исследования каждой стадии становятся более детальными и правильными. Так более четко становятся видны факторы развития региона.

Современная литература также не дает однозначной рекомендации по структурированию общей совокупности проблем по группам. Существует множество различных методик, описывающих данный процесс. В результате чего отнесение любой проблемы к какой-то определенной группе носит достаточно условный характер. В связи с этим данный способ разбивания на группы рассматривается не как единственно верный, а как один из немногих, на результаты которого стоит обратить пристальное внимание. Он помогает лучше понять природу возникновения глобальных проблем и установить их внутренние взаимосвязи друг с другом. Данная необходимость разбивать общее на подгруппы обусловлена в первую очередь ограниченностью человеческих возможностей, в силу которых люди не в состоянии сразу справиться с целой всеобщей задачей.

Субъекты хозяйственной системы

Устойчивое в первую очередь характеризуются взаимоотношением производства и капитала. При этом особенностью хозяйствования является расширение с каждым годом своего влияния на все новых и новых субъектов. В связи с этим наблюдается постоянный рост торговых взаимосвязей между субъектами рынка в сфере товарных отношений и услуг. Структура экономики региона включает в себя несколько аспектов. К ним, в частности, следует отнести:

Усиление взаимодействия между рыночными субъектами, значительно опережающее повышение производства;

Создание международных корпораций;

Постоянную миграцию капитала из экономики одного субъекта в экономику другого с конвертацией валют;

Перераспределение товарных и финансовых потоков между участниками рыночных отношений.

Единая экономическая мировая система оказывает прямое воздействие на число групп внутри одного региона, каждая из которых оказывает собственное влияние на мировой ВВП. В конечном итоге большая часть мировой торговли приходится на оказание услуг и обмен продукцией (сырьем) между отраслями. Наглядным примером этого являются связи между особо развитыми субъектами рынка, на долю которых приходится свыше 60 % всего мирового товарооборота. При этом население этих субъектов составляет менее 20% от всего населения Земли. Ярким представителем является ЕС, в котором до 70% всего товарооборота приходится на торговлю между участниками союза.

Корпорации и кредитные организации

Главным направлением современной экономики является общая глобализация капитала. В этих условиях каждому государству, участвующему в мировой хозяйственной системе, приходится работать с транснациональными корпорациями, выступающими в большинстве случаев как равные партнеры. В таком случае предприятия способны оказывать значительное влияние на мировое хозяйствование в целом. В связи с этим национальные правительства на самом высоком уровне вынуждены заключать с ними различные экономические соглашения. В сложившейся ситуации мощный толчок к развитию получил капиталов. Стала возникать необходимость создания особых торговых площадок, на которых банки-кредиторы, расположенные в одной стране и работающие в деньгах этой страны, могут выдавать кредиты или депозиты не в национальной валюте. При этом такие операции проходят уже не в рамках национального законодательства. На рынке кредитования возникает следующая ситуация: не ограниченные национальными законами, такие рынки приобретают за счет нерегулируемого уровня процентных ставок. Это в конечном счете привело к значительному росту кредитных ресурсов мировой экономики и существенно упростило доступ к ним со стороны конечного потребителя. Это, в свою очередь, оказало существенное влияние на социальное развитие.

Инновационное развитие региона

В нашей стране, как было уже отмечено выше, основным приоритетом улучшения хозяйственной деятельности является внедрение новых разработок во все сферы активности населения. Однако этого нельзя достичь прямым указанием сверху. В связи с этим одна из главных ролей при решении данной задачи отводится местным властям, которые в свою очередь должны расставить соответствующие приоритеты в своей непосредственной деятельности. На первом этапе стратегия развития региона включает в себя создание благоприятных условий на подконтрольных им территориях для развития производства и предпринимательской деятельности, обеспечение комфортных условий для инвестирования. Важно своевременно реагировать на происходящие всеобщие изменения. Необходимо также регулярно редактировать поставленные задачи, направленные на устойчивое развитие региона, пути и методы их достижения. Не последнюю роль в процессе играют природные особенности территории. Они учитываются исследователями, оценивающими перспективы развития России. Для более качественного использования потенциала территории к процессу привлекается государство, устанавливаются на госуровне законодательные акты. Участие в этом случае осуществляется путем привлечения собственного капитала и человеческих ресурсов в наиболее интересные с экономической точки зрения проекты. При рассмотрении перспективы развития России немаловажно найти пути поддержания наукоемкого и высокотехнологичного производства. Решение этих вопросов считаются одним из первостепенных в современном мире. Только благодаря комплексному подходу к управлению со стороны государства и местных властей возможно качественное и конкурентоспособное экономическое развитие России. При этом требуется внедрение новых передовых подходов как к уже функционирующим отраслям, так и к новым, внедряемым на территории субъекта. В большинстве случаев именно от способности к быстрому внедрению современных технологий зависит конкурентоспособность и устойчивое развитие региона.

Объединения участников рынка в рамках субъекта

На первые роли при достижении технологического скачка в каждом отдельном рыночном субъекте выходит способность к объединению и командной работе всех расположенных в регионе организаций и предприятий. Только в случае соединения в единый технологический процесс всех отраслей производства возможно создание качественного конкурентоспособного продукта. Вместе с этим такое объединение должно быть юридически признанным со стороны региональных (государственных) властей. Одним из видов данного признания является фонд развития регионов, утвержденный на государственном уровне. Он включает в себя интересы всех участников: органов власти, финансовых организаций, промышленных предприятий и других участников рынка субъекта. В данном случае эффективность конечного производства будет напрямую зависеть от конкурентоспособности продукции на высокотехнологической торговой площадке, участниками которой станут не отдельные предприятия, а целые научные комплексы и объединения. Для разработки и внедрения новых продуктов в таком случае будут созданы все условия: финансовое обеспечение и производственная база, что в конечном итоге приведет к усилению позиций отдельной территории и улучшит экономическое развитие России в целом. Участники объединения связаны между собой различными Они принимают на себя ряд обязательств, совместно координируют свои действия в финансовой сфере, в сфере инвестиционного маркетинга и ряда других сфер хозяйствования. Не остается без внимания и региона. Участие в данном союзе является добровольным, главной задачей каждого участника является получение максимальной прибыли. Создание и функционирование таких объединений в рамках субъекта хозяйствования позволяет области безболезненно перейти к модели, предполагающей устойчивое развитие региона, основываясь на новшествах, внедренных в различные виды процессов.

Рыночная конкуренция

Конкуренция является одним из ключевых понятий при описании рыночных отношений. Только в условиях свободного торгового соревнования система может безболезненно развиваться. Конкуренция является универсальным инструментом при определении количества участников рынка, объемов предложения и цен на них. Основной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли. Для этого в условиях открытой конкуренции каждому отдельному производителю необходимо в чем-то превзойти своих соперников. В этом случае "соревнование" является ключевым элементом механизма рынка, оно обеспечивает наиболее выгодное взаимодействие в сфере производитель-потребитель, а также в процессе использования торгового капитала. При конкурентном производстве каждый предприниматель заботится не только о сокращении издержек, но и о расширении и усовершенствовании качества выпуска продукции. Все это направлено на улучшение характеристик товара, снижение его цены, а значит, получение преимуществ среди других производителей. В этом случае конкуренция выступает как мотивирующий элемент в экономическом прогрессе. В результате внедряются новые технологии, расширяется ассортимент товаров и услуг, снижается цена и повышается качество.

Функции конкуренции

Основными функциями конкуренции являются:

Ориентированность каждого производителя на нужды конечного потребителя (в случае, когда предприятие становится неконкурентоспособным, его товары не находят конечного покупателя и деятельность по выпуску товара останавливается);

Естественный отбор среди производителей (при этом предприятие с более дорогой или некачественной продукцией уходит с рынка);

Воздействие на производство и рост его эффективности;

Влияние на перераспределение исходных ресурсов;

Регуляция уровня цен на рынке товаров и услуг.

Не последнюю роль в конкурентной борьбе в каждой промышленной отрасли играет время, за которое происходит процесс основания производства продукции. Условно его можно разделить на четыре этапа:

1. Ввод новой продукции. На этом этапе наблюдаются малые объемы продаваемого товара, относительно высокая цена по сравнению с аналогами (если таковые имеются).

2. Этап роста. Происходит увеличение производственных объемов, обусловленное усилением спроса, при этом высокий уровень цен сохраняется.

3. Этап зрелости. Объем производства достигает своего пика, впоследствии наступает падение спроса вследствие переизбытка товара на рынке, в результате конкурентной борьбы наблюдается падение цен.

4. Этап морального устаревания. Спрос на продукцию достигает своего минимума, сокращаются объемы выпуска, уровень конкуренции стремится к нулю, на рынке появляются более функциональные аналоги, основная часть продукции снимается с производства.

Министерство экономики Республики Татарстан информирует о начале осеннего этапа отбора Конкурса «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие», организаторами которого являются ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ» и АО «Россельхозбанк» при поддержке Правительства Российской Федерации.

Конкурс представляет собой модель «одного окна» при отборе, подготовке к реализации и реализации инвестиционных проектов с обеспечением специальных условий кредитования и инвестиционного софинансирования.

Организационный комитет Конкурса «Ежегодная общественная премия
Методические рекомендации по отбору и рассмотрению региональных проектов участников Конкурса«Регионы – устойчивое развитие» (далее по тексту - Конкурс) 2018 г.

    ЗАДАЧИ КОНКУРСА
  • Отбор лучших проектов реального сектора экономики, передовых технологий и управленческих решений;
  • Общественное и государственное признание передового опыта в деле устойчивого развития страны, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и распространение его в последующем в территории Российской Федерации;
  • Развитие государственно – частного партнерства;
  • Привлечение внимания к инвестиционному потенциалу регионов Российской Федерации;
  • Привлечение внимания к проблемным территориям, отстающим по темпам своего развития;
  • Предоставление объективной информации руководству Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и отраслевых предприятий о реальной ситуации, складывающейся вокруг реализации инвестиционных проектов;
  • Формирование положительного имиджа сфер ЖКХ, ВКХ и обращения с отходами, и утверждения устойчивого сознания у граждан, что ситуацию в этих отраслях можно изменить.
    ЦЕЛЬ КОНКУРСА
Создание информационного массива, необходимого руководству страны, регионов, муниципалитетов и предприятий для принятия управленческих решений, о реальной ситуации, складывающейся вокруг реализации инвестиционных проектов в инфраструктурном секторе экономики, и об инвестиционном климате на территории Российской Федерации, современных инструментах и механизмах государственно-частного партнерства и возможности их реализации, с учетом особенностей нашей страны. В числе первоочередных задач – стимулирование регионов, органов государственного и муниципального управления, частных компаний, инвесторов и банков к реализации проектов с привлечением средств частных инвесторов.Определение передовых и отстающих регионов на территории Российской Федерациив вопросах создания благоприятного инвестиционного климата для реализации инфраструктурных проектов реального сектора экономики.
    ПОРЯДОК ОТБОРА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
      К участию в Конкурсе допускаются проекты, соответствующие следующим критериям:
        Проект должен реализоваться на территории Российской Федерации и способствовать достижению позитивных социальных изменений в обществе; Проект должен быть направлен на решение существующих экономических и социальных проблем; улучшение инвестиционного климата субъекта; на появление долгосрочных, устойчивых позитивных социально-экономических изменений; улучшение качества жизни населения региона. Проект должен содержать определенную степень новизны в подходе к решению социальных проблем или инновационную составляющую; Проект должен иметь потенциал к тиражированию в других регионах РФ; Проект должен быть направлен на создание финансово устойчивых бизнес-моделей, способных работать самостоятельно по завершению финансирования.; бюджет проекта должен быть обеспечен собственными средствами Заявителя не менее чем на 10%.
      Отбору подлежат проекты следующих отраслей экономики:
        Металлургия; Химический комплекс; Фармацевтическая промышленность; Лесопромышленный комплекс; Легкая промышленность; Строительный комплекс; Транспортный комплекс; Торговля и бытовое обслуживание; Гостиницы; Сельское хозяйство; Отрасли, поставляющие материальные ресурсы для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химикатов для сельского хозяйства); Отрасли, перерабатывающие сельхозпродукцию (пищевкусовая промышленность, первичная переработка сельхозсырья для легкой промышленности, например, хлопкоочистительные заводы); Инфраструктурные виды деятельности, обслуживающие сельское хозяйство (заготовка, транспортировка, хранение и торговля сельхозпродукцией и др.). Топливно-энергетический комплекс; Отдых и развлечения, культура и спорт и др.
      К участию в Конкурсе не допускаются Проекты, связанные с:
        осуществлением коммерческой деятельности некоммерческих организаций, не связанной с уставной деятельностью организации и не имеющей прямого социального эффекта; финансированием деятельности других организаций в части пополнения их кредитных портфелей и создания ими систем кредитования и/или иного финансирования других проектов\организаций; проведением научных исследований; разработки различных методик; грантмейкинг (предоставление грантов, пожертвований) иным организациям и (или) частным лицам; написанием, изданием рукописей в типографии (в качестве основной деятельности по проекту); изданием журналов, газет (в качестве основной бизнес-идеи проекта); осуществлением политической и религиозной деятельности, поддержку этнических групп и т.п.; осуществлением деятельности, которая может привести к дискриминации по признаку пола, расы, вероисповедания, возраста и сексуальной ориентации, а также иная деятельность, противоречащая конституции РФ.
      Работа органа исполнительной власти субъекта федерации по отбору и представлению к рассмотрению региональных инвестиционных проектов осуществляется следующим порядком:
        В период с 01 августа по 15 августа и с 01 февраля по 15 февраля текущего года ответственным за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса сотрудником Администрации субъекта федерации определяется перечень отраслевых органов исполнительной власти и заинтересованных структур, образованных в субъекте РФ, занимающихся привлечением инвестиций, и представляется в Организационный комитет Конкурса по Форме Ф-1/К, а также перечень муниципальных образований субъекта РФ по Форме Ф-2/К:
Форма Ф-1/КСправка об ответственных сотрудниках отраслевых органов исполнительной власти и заинтересованных структур, занимающихся привлечением инвестиций (Министерств, Департаментов, Комитетов, Управлений, Агентств, Корпораций развития и т.д.)

Форма Ф-2/КСправка об ответственных сотрудникахМуниципальных образований Субъекта РФ

Ответственный за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса от________ (субъекта РФ)

Подпись_____________________ расшифровка подписи

    Организационным комитетом Конкурса в срок, не превышающий 5 (пять) рабочих дней с момента получения справки, представленной по Форме Ф-1/К и Форме Ф-2/К, определенной пп.3.4.1., производится рассылка информационно - справочных материалов в адреса исполнителей, определенных Формой Ф-1/К и Формой Ф-2/К. Организационным Комитетом Конкурса во взаимодействии с ответственным за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса сотрудником Администрации субъекта федерации определяется дата, время и тематика проведения вибинара с исполнителями, определенными Формой Ф-1/К и Формой Ф-2/К, с учетом сроков проведения не позднее, чем 15 сентября по осеннему и 30 марта по весеннему этапам отбора инвестиционных проектов. Исполнителями, означенными в Форме Ф-1/К и Форме Ф-2/К, определенной пп.3.4.1., осуществляется отбор инвестиционных проектов и направление в период с 01 сентября по 15 октября и с 01 марта по 15 мая текущего года ответственному за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса сотруднику Администрации субъекта федерации заявки отраслевых проектов с приложением копий заявок Участников по форме приведенной в п.3.5. Органом исполнительной власти субъекта федерации, формируется и направляется по электронной почте в Организационный комитет Конкурса в период с 15 сентября по 30 октября и с 15 марта по 30 мая текущего года обобщенная региональная заявка по форме:
Обобщенная Заявка проектов участников КонкурсаЕжегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие»

Председатель правительства _____________(субъекта РФ)

Подпись ____________________________расшифровка подписи

С приложение копий заявок Участников по форме:

Заявка на участие в Конкурсе «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие» Внимание! Все поля подлежат заполнению

продолжение

*** ниже необходимо указать наименование объекта недвижимости и общую площадь

37. Контактное лицо (по заполнению данной анкеты)

Руководитель компании _______________________ подпись________________

Примечания: Приложения, установленные Регламентом Конкурса и настоящей Заявкой, от субъекта федерации не направляются.Заявка в подлиннике с установленными Регламентом Конкурса приложениями и документами направляется в адрес Организационного комитета Конкурса организацией Заявителем самостоятельно в сроки, установленные Регламентом Конкурса.
    В установленные Регламентом сроки рассмотрения конкурсных заявок Оргкомитетом Конкурса формируется и направляется в адрес субъекта федерации справка о рассмотрении региональных заявок по следующей форме:
Председатель Организационного комитета Конкурса «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие»

Подпись ___________________расшифровка

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ БАНКОМ В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ВНЕШНЕГО ЭКСПЕРТА ПО ФИНАНСАМ
4.1. Задачи:
  • Отбор перспективных для инвестирования региональных проектов;
  • Активное участие территориальных подразделений Банка в качестве внешнего эксперта Конкурса по финансам в процессе подготовки к реализации и в качестве Кредитора в реализации инвестиционных проектов;
  • Фиксирование сроков рассмотрения заявок и документов на этапах принятия предварительных и окончательных решений;
  • Тесное и продуктивное взаимодействие с рабочими органами Конкурса;
  • Изучение реального состояния дел при применении средств государственной поддержки в рамках действующих ФЦП и региональных программ развития в реализации инфраструктурных региональных проектов, активное позитивное влияние на процесс путем участия в реализации инвестиционных соглашений в качестве Стороны по соглашению, члена координационного совета по реализации инвестиционного проекта.
4.2. Цель:Фиксирование универсального порядка работы с проектами, реализуемыми с государственной поддержкой, единых стандартов и схем взаимодействия подразделений Банка, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий и инвесторов при подготовке к реализации и реализации инвестиционных проектов участников и потенциальных участников целевых программ поддержки инвестиционной деятельности.4.3. Предварительное решение Банка по проектам:4.3.1. Заключение по проектам, реализация которых возможна с применением средств государственной поддержки в рамках действующих ФЦП и региональных программ развития с приложением документов, установленных пп. 4.3.2., а так же справки о формах предоставляемой по проекту государственной поддержки, поступают в Специализированное, уполномоченное руководителем, подразделение Банка, являющегося внешним экспертом Конкурса по финансам, для предварительного анализа в период с 15 февраля по 31 марта, с 15 маяпо 30 июня, с 15 августа по 30 сентября, с 15 ноября по 31 декабря ежегодно.4.3.2. Перечень документов для предварительного решения Банка: 10

Финансовые документы

Копия бухгалтерского баланса предприятия за последние 2 годовые отчетные даты в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании средств, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, составленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, с отметкой о принятии налоговой инспекцией или квитанцией о принятии документов налоговой инспекцией (при сдаче отчетности в электронном виде) (для организаций, использующих обычную систему налогообложения)

4.3.3. Специализированное подразделение Банка, уполномоченное руководителем, осуществляет регистрацию поступивших документов, распределяет для рассмотрения региональным подразделениям Банка (региональным представителям Внешнего эксперта Конкурса) для изучения и выдачи предварительного заключения по проектам, организует систему контроля исполнения. Персональный состав региональных представителей Внешнего эксперта Конкурса по финансам определяется Банком.4.3.4. Региональный представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам действует от лица внешнего эксперта Конкурса по финансам, следующим образом:4.3.4.1. Замечания регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам по комплектности и качеству представленных к рассмотрению документов формируются и направляются в электронном виде в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления документов установленных перечнем пп. 4.3.2. Копия письма с замечаниями направляется в Специализированное подразделение Банка.4.3.4.2. В случаи необходимости представления дополнительной информации по проекту регионального представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам запрашивает её в Организационном комитете Конкурса путем направления письменного запроса в электронном виде в адрес [email protected] Копия запроса направляется в Специализированное подразделение Банка.4.3.4.3. Срок подготовки экспертного заключения регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам продляется на количество рабочих дней, потраченных на ожидание документов по запросу.4.3.4.4. Изучение проекта и заключение регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам и/или выработка предложений по предоставлению дополнительных сведений производится в срок не более 21 (двадцать один) календарных дней.4.3.4.5. В установленные сроки региональный представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам направляет в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] , а копию в Специализированное подразделение Банка, согласованное руководителем территориального подразделения Банка экспертное заключение по форме: Предварительные условия финансирования инвестиционного проекта с государственной поддержкой / государственным участием на основе механизма проектного финансирования

(Наименование территориального банка) в рамках отбора проектов, реализуемых с государственной поддержкой, рассмотрел возможность кредитования следующего проекта:

Наименование проекта - «_______________________».

Инициатор проекта – «_______________».

Краткая информация по проекту:

*В случае снижения стоимости проекта после проведения экспертизы сметы сумма вложений средств каждого участника снижается пропорционально. Доли участия остаются без изменений.

Предлагаем рассмотреть следующие индикативные условия кредитования .

Положительные и отрицательные факторы проекта:

Исходя из указанных рисков, считаем, что финансирование данного проекта возможно при выполнении следующих условий:

Эксперт_________________________ /____________/

«_____»___________20___г. 4.3.4.6. В случае отрицательного заключения по проекту, региональный представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам направляет в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] , а копию в Специализированное подразделение Банка, согласованный руководителем территориального подразделения Банка мотивированный отказ с подробным указанием причин, а так же рекомендаций заявителю проекта по переработке проекта для получения возможности его реализации с привлечением средств долгового финансирования, предусмотренных регламентами Банка.
    Повторное рассмотрение проекта, получившего отрицательное заключение регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам, допускается только в случае его переработки в соответствии с выданными региональным представителем внешнего эксперта Конкурса по финансам рекомендациями. Заключение при повторном рассмотрении проекта выдается в соответствии с пп.5.3.4.1. - 5.3.4.6. Решение коллегиального органа Банка:
4.4.1. Коллегиальным органом Банка к ускоренному рассмотрению принимаются проекты, прошедшие процедуру рассмотрения региональным представителем внешнего эксперта Конкурса по финансам, по которым полностью выполнены условия, определенные на этапе предварительного решения.4.4.2. Срок принятия решения о выделении долгового финансирования по проектам, рассмотрение которых осуществляется по указанному механизму, 30 (тридцать) календарных дней после получения полного пакета документов, перечисленных в п.4.4.3.4.4.3. Рассмотрение проекта и принятие решения коллегиальным органом Банка производится на основании следующих документов: *полный список предоставляется Банком 4.4.4. Специализированное подразделение Банка осуществляет регистрацию поступивших документов, распределяет региональным подразделениям Банка (региональным представителям Внешнего эксперта Конкурса по финансам) для рассмотрения и подготовки проекта на кредитном комитете банка с целью получения долгового финансирования, организует систему контроля исполнения.4.4.5. Региональный представитель Внешнего эксперта Конкурса по финансам в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты получения полного пакета документов направляет в адрес Специализированного подразделения Банка копии заключений согласующих подразделений (кредитное, юридическое, залоговое, подразделение безопасности, рисков и иные, предусмотренные регламентами Банка), заверенные подписью руководителей соответствующих подразделений.4.4.6. В течение 3 (трех) календарных дней после получения заключений служб организуется предварительный комитет по проекту с участием как Регионального представителя Внешнего эксперта Конкурса по финансам, так и Специализированного подразделения Банка.4.4.7. Кредитный комитет Банка о выделении долгового финансирования по проектам по указанному механизму также осуществляется с участием Регионального представителя Внешнего эксперта Конкурса по финансам и Специализированного подразделения Банка.4.4.8. Копия решения кредитного комитета Банка о выделении долгового финансирования по проектам направляется в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] и в Специализированное подразделение Банка.4.4.9. Документооборот в процессе рассмотрения проекта (вопросы по проекту, дополнительные документы, не указанные в списке документов пункта 4.4.3, оказание методической помощи) осуществляется в режиме реального времени посредством эл. почты [email protected] (копия направляется в Специализированное подразделение Банка).
    ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ
5.1.Инвестиционное соглашение заключается между инициатором проекта, сторонним инвестором, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет реализовываться проект, и подразделением Банка, осуществляющем долговое финансирование проекта.5.2. Проект инвестиционного соглашения по каждому объекту (группе объектов объединенных одним проектом) разрабатывается Органом исполнительной власти, осуществляющим отбор проектов и направляется на согласование руководителю территориального подразделения Банка, финансирующего сделку, в формате Microsoft Office Word.5.3. Руководитель территориального подразделения Банка, финансирующего сделку, в срок не более чем 10 (десять) рабочих дней с момента получения проекта документа рассматривает его, согласовывает или направляет замечания по тексту инвестиционного соглашения в адрес Представителя [email protected] , оформленные в виде протокола разногласий. Уведомление о согласовании документа или направлении замечаний по проекту документа осуществляется по электронной почте, протокол разногласий направляются электронно в формате Microsoft Office Word.5.4. Подписание инвестиционного соглашения осуществляет руководитель территориального подразделения Банка, финансирующего сделку, или подчиненный сотрудник по доверенности.5.5. Экземпляр подписанного надлежащим образом инвестиционного соглашения хранится в территориальном подразделении Банка, финансирующего сделку, и используется для контроля исполнения Сторонами по инвестиционному соглашению своих обязанностей.

6.АДРЕС ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ЕЖЕГОДНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРЕМИИ
«Регионы – устойчивое развитие»

Почтовый адрес: Россия, 115114, г. Москва, Дербеневская набережная, д. 11Тел.: 8 - 800 - 775 - 10 - 73www.infra-konkurs.ru E-mail: [email protected]

Индикативные условия будут определяться в соответствии с Решением органа Банка по предоставлению кредитов и инвестиций «Общие условия финансирования приоритетных инвестиционных проектов, поступающих от органов государственной исполнительной власти РФ для реализации с государственной поддержкой»